Ана­ли­зи­руя эту проб­ле­му, С.Е. Ку­р­­ги­нян от­ме­ча­ет сле­ду­ю­щее. «В 1917 го­ду од­на Ис­то­ри­чес­кая Лич­ность (Рос­сийс­кая им­пе­рия) сме­ни­ла один Иде­ал (уни­вер­саль­ная пра­вос­лав­ная мо­нар­хия) на дру­гой Иде­ал (уни­вер­саль­ный Крас­ный про­ект). Воз­ник­ла но­вая Лич­ность (СССР). Мож­но об­суж­дать сте­пень свя­зи од­ной Лич­нос­ти с дру­гой. Но про­це­ду­ра об­ме­на с сох­ра­не­ни­ем ка­че­ст­ва (сме­на Иде­а­ла на Иде­ал) пред­по­ла­га­ла воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния но­вой Лич­нос­ти, а так­же пре­ем­ствен­ность меж­ду преж­ней и но­вой Лич­нос­тя­ми (тут все за­ви­сит от ана­ли­за Иде­а­лов)». И да­лее: «об­мен, свер­шен­ный Лич­ностью (СССР) в 1991 го­ду, был об­ме­ном с оче­вид­ной по­те­рей ка­че­ст­ва. Ведь крас­ная Иде­аль­ность (хо­ро­ша она или нет) – это все-та­ки Иде­аль­ность, и она в об­ме­не участ­во­ва­ла. Кол­ли­зия в том, что Иде­аль­ность об­ме­ня­ли на Ма­те­ри­аль­ность. А у это­го есть наз­ва­ние. Это на­зы­ва­ет­ся «от­дать пер­во­ро­д­ство за че­че­вич­ную пох­леб­ку»34.

«От­дать пер­во­ро­д­ство за че­че­вич­ную пох­леб­ку» – из­ве­ст­ный биб­лейс­кий об­раз и сим­вол не­поп­ра­ви­мо­го, смер­тель­но­го об­ме­на с по­те­рей ка­че­ст­ва, об­ме­на Иде­аль­но­го на Ма­те­ри­аль­ное. Крас­ной нитью че­рез весь труд С.Е.Кур­ги­ня­на про­хо­дит ме­та­фо­ра прит­чи об Иса­ве и Иа­ко­ве, чьи об­ра­зы вы­не­се­ны в заг­ла­вие ра­бо­ты35. Смысл прит­чи ав­тор про­е­ци­ру­ет на про­цес­сы, про­ис­хо­див­шие в СССР и про­ис­хо­дя­щие в се­год­няш­ней Рос­сии, ког­да не толь­ко от­дель­ные лич­нос­ти, но боль­ши­н­ство на­се­ле­ния, уст­ре­мив­шись к по­су­лам и меч­там о ма­те­ри­аль­ном бла­го­по­лу­чии, лег­ко рас­ста­ет­ся со сво­и­ми иде­а­ла­ми. Ав­тор по­ка­зы­ва­ет, как стрем­ле­ние к «сы­тос­ти», к «нор­маль­ной жиз­ни» при­во­дит к тор­мо­же­нию, ос­та­нов­ке и, на­ко­нец, к от­ка­зу от раз­ви­тия. Та проб­ле­ма, о ко­то­рой мы го­во­рим и ко­то­рую пред­ла­га­ем об­суж­дать в на­шем аль­ма­на­хе – раз­ви­тие и эко­но­ми­ка, – и есть про­яв­ле­ние кол­ли­зии меж­ду иде­аль­ным и ма­те­ри­аль­ным.

34 Кургинян С.Е., ibid, т. 1, стр.157.
35 У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав – старший сын Иосифа, обладал правом «первородства», то есть преимуществом над Иаковом в благословении от отца. Но однажды, будучи голодным, он согласился продать свое право первородства Иакову за чечевичную похлебку. Эта притча стала нарицательным примером недопустимости продажи, или иной мены духовного на материальное.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS