Развитие, прогресс, ценностное ядро и глобализация
{div width:370|height:350|float:left}{module cheh}{/div}Россия «ввергнута» в процесс глобализации и это процесс столь же объективный, сколь и неотвратимый. Его последствия в экономике и политике изучаются, и многое удается осознать и предсказать26. Трансформация ценностей российского общества в результате глобализации изучена в меньшей степени, а повреждения «ценностного ядра» не изучены вовсе. Хоть мы пока и не определили в виде «исчерпывающего перечня» – что есть «ценностное ядро», мы можем достаточно уверенно предполагать, что у разных народов имеются разные ценностные ядра. Это проявляется в существовании разных этносов и цивилизаций, разных государств и форм общественного устройства. Не требует отдельных исследований и достаточно очевидное предположение о том, что взаимодействия и влияния народов и государств друг на друга всегда есть взаимодействия и влияния их «ценностных ядер». Последствия этих взаимовлияний в истории известны: сосуществование без разрушения друг друга; симбиоз и ассимиляция – взаимная или одного в другом; порабощение и уничтожение одного другим; процесс борьбы и т.д.
Рассматривая историю трансформаций и деформаций российского ценностного ядра, можно – на предварительном и во многом пока умозрительном уровне – предположить, что ядро в основном цело и сохранило свою идентичность. Основанием для этого может служить факт неразрывной целостности русской (российской) культуры в ее основных компонентах: язык и созданная на нем литература, музыка, изобразительное искусство и архитектура, религии и светский гуманизм, ощущение непрерывности исторической судьбы, корпус знаний, зафиксированных в письменных источниках на общем для всех языке, способность к взаимопониманию и т.д. И – что самое главное – у этой целостности есть «физические носители», то есть достаточно много людей, ощущающих свою неразрывную, глубинную связь с названным.
Что в нашем ценностном ядре затрагивает процесс глобализации, а также происходящие или планируемые социально-экономические преобразования?
Один пример последствий глобализации и экономических реформ мы привели – «пикалевский синдром». Это размывание существенной части ядра, связанной с фундаментальным коллективизмом, способом общежития народа. Если на смену одному коллективизму не будет предложен другой коллективизм – это нанесет существенный урон и ослабит ценностное ядро.
Есть и другие угрозы ценностному ядру. Например, снижение образованности и статуса образованности; разрывы в целостности восприятия культуры (литературы, музыки и т.д.), вытеснение своей культуры – другой. Это шаг к ассимиляции.
Угрозой является и разрыв целостности позитивного восприятия собственной истории. Любой период собственной истории, воспринимаемый как позор или ошибка, существенно ослабляет народ, переводит его в другую «весовую категорию» – в категорию народов с короткой и позорной историей. Для истории народа ее непрерывная протяженность, непрерывная цепочка побед и гордости за них – это ее сила и мощь, фактор влияния, источник силы.
Угрозой является нарушение равновесия между религией и светским гуманизмом. До возникновения светского гуманизма религия целиком обеспечивала функцию духовного базиса и сохранения нравственного начала в ценностном ядре народа. С появлением, развитием и устойчивым влиянием светского гуманизма, прочно закрепленного в культурной ткани общества, он также явился важной опорой духовной, нравственной жизни. В настоящий – постсекулярный – период обществу необходимы и религия и светский гуманизм, пребывающие в состоянии невраждебного взаимодействия, направленного на развитие.
Угрозой является утрата способности к взаимопониманию, к диалогу, раскол общества. Это, по-видимому, наиболее острая проблема российского общества и наиболее реальная угроза его гибели.
Глобализация состоит из процессов, которые можно условно считать объективными, и процессов, которые следует считать субъективными и никакими иными. Условно-объективные – это процессы взаимодействия и конкуренции государств и их объединений, ТНК и т.д. Субъективные – это конкретные действия и операции по ослаблению или уничтожению конкурента в борьбе, вплоть до разных видов войн: «холодной», «горячей», «информационной», «цветных революций» и др. Часть подобных действий оказывает воздействие (прямое и косвенное, побочное и целенаправленное) на то самое ценностное ядро, разрушение которого приводит к исчезновению народа как целого и созданных им институтов: корпораций, государств и государственных союзов.
Так, например, открытость экономики России, включение ее в мировую экономику, выравнивание цен на энергоносители – эти шаги и возникшие последствия привели не только к «пикалевскому синдрому», но и к деградации промышленного производства вообще и, как следствие, снижению не только уровня жизни, но и уровня образованности и соответствующих целей и возможностей личного и общественного развития. Последствия процессов «перестройки», «демократических реформ», «реформ Гайдара», процессов приватизации и криминализации системы экономического и государственного управления заслуживают отдельного анализа, поскольку они существенно повредили ценностное ядро российского общества, приведя его в состояние, близкое к полной гибели.
26 Федотова В. Г., Колпаков В. А., Федотова Н. Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2008, – 608 с. Иноземцев В.Л. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм. // Философские исследования, 1997, № 3, cc. 30 – 73.