Приведем еще два высказывания: «Положение с прогрессом практически во всех его видах и любых формах, за особо редкими исключениями, везде и всюду на протяжении целых столетий одно и то же: прогресс есть, а человеку толку от него нет или совсем мало. А поэтому, пока мы не установили законы развития прогресса, не определили его ядро, цель и движущие силы, заниматься диагнозом, измерением и предсказанием прогресса, разрабатывать программы его профилактики и ускорения – дело практически не только бесперспективное, но и вполне бесполезное»12. Следующая мысль позволяет нащупать некие критерии прогресса: «Смыслом исторического прогресса в любые времена и в любых условиях во всех странах мира, его альфой и омегой, его своеобразным венцом выступают экономия живого и овеществленного труда и удешевление стоимости единицы производимой продукции, способные приносить облегчение в существовании и увеличение продолжительности человеческой жизнедеятельности и жизни»13. Сказанное является шагом в правильном направлении, но не исчерпывает признаки развития и прогресса.
{div width:295|height:475|float:left}{module Капра}{/div}Мы придерживаемся целостного восприятия процесса взаимодействия и взаимовлияния человека, общества и природы, в котором ничто не является главным или второстепенным. Наш взгляд на общество и на экономику тесно связан с концепциями и методами, возникшими в современных направлениях научных исследований, таких, как синергетика, теория диссипативных структур, теория сложности, концепции автопоэзиса и системного понимания жизни14, в том числе социальной – словом, с комплексом подходов, с которым в отечественной философской науке ассоциируют новейший период развития современного знания: постнеклассическую науку15.
Мы рассматриваем социум как живую систему и, соответственно, экономику как один из процессов, присущих живой системе, то есть как процесс жизнедеятельности. Понятие «жизнедеятельность» охватывает более широкий круг явлений, нежели «деятельность, связанную с обеспечением материальных условий жизни». Жизнедеятельность человека и общества включает в себя всю палитру жизни: и материальную, и духовную, и взаимодействие с окружающей средой – как природной, так и общественной.
Жизнедеятельность человека и общества – это совокупность процессов, протекающих в них, как живых организмах, служащих поддержанию в них жизни и являющихся проявлениями их жизни. При этом полное осмысление социальных феноменов должно подразумевать рассмотрение с четырех точек зрения – формы, содержания, процесса и смысла. «Рассматривая живые системы с точки зрения формы, мы обнаруживаем, что паттерн их организации — это самовоспроизводящаяся сеть. С точки зрения содержания, материальная структура живой системы есть диссипативная структура, то есть существенно неравновесная открытая система. Наконец, с точки зрения процесса живые системы суть когнитивные системы, в которых процесс познания тесно связан с моделью автопоэзиса. Системное понимание жизни может быть распространено на сферу общественного путем добавления к трем вышеупомянутым подходам к рассмотрению жизни четвертого – рассмотрения с точки зрения смысла. При этом я использую термин «смысл» для краткого обозначения внутреннего мира рефлексирующего сознания, включающего в себя огромное количество взаимосвязанных характеристик»16.
12 Симчера В.М. , ibid, с. 88.
13 Симчера В.М. , ibid, с. 91.
14 Капра Ф. Паутина жизни. М.: ИД «София». 2003. – 336 с.
15 Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.– 744с.
16 Капра Ф. Скрытые связи. М.: ИД «София», 2004. – 336 с. стр. 100-102.
17 Румянцев М.А. Выступление на теоретико-методологическом семинаре «К современной трактовке предмета и метода экономической науки». // «Проблемы современной экономики». №№1(9), 2004 г.