Автор подчеркивает, что сформулированный им «закон равнонаправленного и равномерного развития» не только не означает автоматичности развития и прогресса, но, напротив, предполагает обязательность усилий по «регулированию и координации в пространстве и времени его темпов и пропорций на постоянной основе». Автор пишет: «В условиях былого разнонаправленного и разноскоростного развития, каким оно характеризовалось во все наблюдаемые времена, и особенно в ХХ в., шансов на овладение осмысленным и устойчивым пропорциональным прогрессом человечество не имело. Не имеет оно их и сегодня. Цена, которую платил (продолжает платить и теперь) человек за прогресс (и технический и экономический, и социальный и интеллектуальный), за особо редкими исключениями (изобретение огня или обретение веры), всегда и везде превышала (превышает и теперь) приносимую конечную пользу. И поэтому не случайно, а скорее закономерно, что человечество в таких условиях в своем историческом развитии не обретало, а скорее топталось на месте или даже теряло, сплошь и рядом натыкаясь не только на рост стоимости жизни, но и, циклически погружаясь в ее турбулентность и бифуркации, – на интегральное ухудшение ее условий, девальвирование ее исходных ценностей. Первопричиной такого неутешительного общего итога является то, что прогресс человеческого общества во все времена и практически у всех народов мира, всегда и везде, без каких-либо исключений, был и остается по своей природе разнонаправленным и разноскоростным с взаимопоглощающим двойственным началом и нулевым или близким к нему позитивным остатком. И ныне прогресс, вопреки его общему благородному замыслу, все еще ориентирован и работает по преимуществу сам на себя и лишь окольно и попутно на благо человека. И пока это имманентное противоречие прогресса не будет устранено ожидать человеку коренных перемен к лучшему не приходится».
Карл Маркс:
«Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».
Отмечая, что указанная противоречивость прогресса замечена давно, автор приводит известное и яркое высказывание, рожденное в XIX в.: «Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы»11.
11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.12, с.4