Возвращаясь к введенному нами понятию «ценностного ядра», отметим, что для тех граждан, кому присуще «чувство Родины», оно входит в это ядро наряду с ощущением «предназначения». Для граждан, лишенных этого чувства, ценностное ядро иное. Поэтому и процессы, происходящие в ходе глобализации и реформ, по-разному отражаются на ценностных ядрах разных слоев населения. И не следует ожидать, как думают многие политики, что угроза быть, например, поглощенными Америкой в качестве ее сырьевого придатка вызовет взволнованный протест у всего населения. Господа «Корзухин» и «Тихий» поймут, что надо просто вовремя подсуетиться, как это уже сделали господа Чубайс, Фридман, Абрамович... Не столь незыблемым и величественным, как прежде, выглядит и бастион русской культуры. Для многих, трагически многих, не покажется таким уж несчастьем утрата Достоевского с Толстым с заменой их на англоязычных авторов любого уровня литературной беспомощности – если, конечно, при этом останутся доступными чипсы, пиво и «ай-пэд».
Надо ясно понимать, что у реформ и трансформаций, ведущих сегодня к распаду России, остановке ее развития, превращению русского народа в иной народ с иными ценностями – имеется достаточно широкая база в современном обществе. Как имела весьма широкую базу горбачевская перестройка и ельцинская катастрофа: желудок дважды победил дух народа! Что помешает сделать это третий раз?! Руки тянулись к обертке с надписями «гласность» и «демократия», потому что в нее завернуто пиво, чипсы, жвачка и джинсы! И теперь есть свои обертки со своими надписями и осовремененным содержимым, есть и новые поклонники.
Очевидное и постоянно исследуемое социологами «расслоение общества», или же деление его на социальные страты по всевозможным признакам: этническим, религиозным, политическим, гендерным, возрастным, имущественным и т.д., позволяет, взглянув на эту картину с точки зрения «ценностного ядра» заявить, что наше общество «многоядерное». Исследовательским идеалом было бы получение статистически максимально точной картины этих «ядер» с указанием перечня и иерархии ценностей в каждом из них и данных по количеству и качеству приверженцев. Такая картина позволила бы с гораздо большей точностью и глубиной прогнозировать общественные идеалы и устремления, реакции на преобразования, утраты и обретения. Только имея ценностный спектр общества, мы наконец узнали бы его.
{div width:270|height:280|float:left}{module Fukuyama}{/div}Имеющиеся данные об обществе, на которые опираются политики, весьма недоброкачественны. Результаты выборов в Думу не отражают глубинных ценностных предпочтений населения и не позволяют судить о том, в каких обществах населению хочется жить и каково соотношение этих предпочтений. Самое тревожное, однако, не в этом, а в том, что предлагаемые обществу «программы партий» и даже «стратегии развития» не могут быть обществом адекватно оценены именно на предмет развития...
28 Впрочем, больше Ф.Фукуяма так не считает, видимо полагая, что, «вместо ранее объявленного» конца истории в Америке наступила эпоха плутократии. См. Francis Fukuyama. Left Out. // The American Interest Online, January – February 2011. http://www.the-american-interest.com/article-bd.cfm?piece=906