{div width:362|height:480|float:left}{module Виктор Васнецов}{/div}В качестве исторических примеров можно привести принятие христианства на Руси: это был отказ от прежнего «ядра», существенной частью которого была религия, называемая ныне язычеством. Произошло полное и целенаправленное разрушение язычества и формирование нового «ядра», в котором существенной частью стала новая религия – христианство. Такая глубинная трансформация, по мнению большинства экспертов, позволила народам и племенам, вовлеченным в этот процесс, перейти на новый уровень политического, экономического и духовного развития. Таким образом, утрата и разрушение «языческого ядра» – сколь бы жестокими и болезненными они ни были – многими признаны благом.
Ценностное «ядро» народа состоит не только из религии, но, прежде всего из культуры в целом: языка, традиций, исторической памяти, норм и правил поведения, деятельности – то есть всей сложно структурированной и организованной системы ценностей.
В истории множество примеров, когда отказ от какого-то важного компонента этой системы (например, языка) приводил к ассимиляции, исчезновению народа. Подобные процессы неоднозначно оцениваются потомками и ценителями исчезнувших народов, поскольку утрата одного, пусть и столь невосполнимо ценного качества, как язык, позволяла сохранить возможность физического выживания и последующего развития в новом качестве. Альтернативой этому, как правило, оказывалось либо физическое истребление, либо ассимиляция третьим, воспринимаемым как «более чужой» народом. Есть примеры и того, как утрата языка не приводила к ассимиляции: длительное существование евреев в самых разных культурно-языковых средах с сохранением этно-религиозной идентичности.
Россия и населяющие ее народы за последние сто лет претерпели огромные по своим масштабам трансформации «ценностного ядра». Отказ и разрушение ценностного ядра, вокруг которого сформировалась и существовала Российская империя, привел к последствиям как трагическим, так и позитивным. Ломка старого ядра сопровождалась многочисленными жертвами, трагедиями, попранием морали, остановками развития... Однако формирование и обретение нового, «советского ценностного ядра», во-первых, состоялось, а, во-вторых, позволило не только физически выжить сохранившейся после трагедии части народа, но и продолжить свое развитие, причем на качественно ином уровне, сохранив, однако, при этом очень существенные части прежнего, «имперского» ядра». Народы и народности сохранили свои языки, сохранили знание своей истории – пусть и в откорректированном виде, сохранили даже религии – существенно ограниченные в своей социальной активности, подвергшиеся мощному давлению государственного атеизма и прямым гонениям, но не измененные канонически. Во многом сохранился прежний моральный базис общества, сохранилась его суть, облеченная в новые слова с попыткой расширения базиса морали. Не только сохранилась, но и многократно приумножилась ценность знания, умения, мастерства. Сохранились многие представления о способах совместного выживания, «общежития» – и многое другое, что следует внимательно исследовать и объективно оценить: как потери, так и обретения.
Вторая за столетие «ломка ядра» происходит сейчас. Ее отличие от предыдущих состоит, видимо, в том, что, если раньше на смену отвергаемому «ядру» предлагалось новое: условно говоря, «христианское» ядро вместо «языческого», «советское» вместо «имперского», то теперь контуры нового ценностного ядра не видны, не выявляют себя, хотя ломка прежнего ядра продолжается уже более двух десятилетий. Возникает ощущение, что равнокачественная замена – одних ценностей и идеалов на другие ценности и идеалы – не осуществляется, а, возможно, и не планируется. Тогда произойдет не замена «чего-то» на «что-то», а полное разрушение, замена «чего-то» на «ничто», происходящее под лозунгом «постмодернизма». Это вызывает особую тревогу в силу высокой неопределенности системы ценностей не только возможного будущего, но и уже наступившего сегодняшнего дня.
Ценностное ядро, являющееся источником и опорой развития, содержит в себе стремление к лучшему будущему, в нем имеются идеалы будущего, к которым следует идти. Для нашей культуры и духовно-нравственной традиции ценностному ядру присущи такие категории, как справедливость, доброта, взаимовыручка, бескорыстие, высокий общественный статус образования, нравственного и физического здоровья, почитание родителей и предков.
В конечном счете, непонимание процессов, происходящих в «ценностных ядрах», выливается в неудачи реформаторских попыток, опирающихся на несуществующие или малозначительные для нашего народа ценности. Вот почему исследование проблемы развития общества и, в частности, соотнесения развития общества с экономическим развитием является актуальным.