Секулярность формирует культуру свободного выбора, осознанного обновления, навыки
постоянного социального изменения, ментальность эксперимента, прогресса,
модернизации, столь отличные от синхронистичных схем мандалической замкнутости.
«Не мир, но меч»
Секулярность рассекает целостность бытия на сепаратные пространства, разделяя «примордиальные воды» человеческого общежития. Отделяя временное от вечного – но обращенного в статику нормативно-привычного – и отчуждая правопорядок от власти метафизической традиции (то есть действуя как своего рода социальная бритва Оккама), секулярность утверждает автономность публичной сферы от института прямых конфессионально-правовых регуляций, легализуя совершенно иной формат ее независимости.
Перенаправление юридических и политических функций от религиозных институций к обществу/государству избавляет людей от традиционалистской опеки и клерикального патернализма, прививая склонность к самостоянию. А частичная стерилизация картины мира дискредитирует суеверия, индуцируя тягу к «совершеннолетнему» бытию. Свободный (самостоятельный) выбор миростроительных прерогатив является скорее опытом взросления, то есть развитием во времени, нежели монотонной репликацией бытия: размножением, экспансией в пространстве. Так ограничивается власть плотно сложившегося, освященного веками порядка вещей. Ответственность за смысловую позицию, жизненный маршрут переходит к личности, становится зоной персонального онтологического риска. Человеку тем самым предлагается пройти сквозь акт второго, осознанного рождения.
Отпочковываясь от бессознательно воспроизводимых «провиденциальных рескриптов», освобождаясь от приравненной к ним институциональной мимикрии – меняя, в конечном счете, доминанты, унаследованные от древности, и саму геометрию общественной архитектуры, секулярность придает коммуникациям/действиям специфический импульс, оставляя в теле человечества занозу, провоцирующую исследовательский пыл, желание перемен. А в итоге неочевидным образом прививает древу истории позаимствованную у своих мировоззренческих истоков витальную устремленность к дальним целям бытия. И как следствие формирует культуру свободного выбора, осознанного обновления (противостоящую императиву фатализма и власти традиций), навыки постоянного социального изменения, ментальность эксперимента, прогресса, модернизации, столь отличные от синхронистичных схем мандалической замкнутости. Либо от подчинения траектории, роковым образом влекущей к веку «железному».
Откровение привнесло некогда в античное общество вкус и умение жить преимущественно во времени, а не просто в пространстве. История же, обретая в откровении смысл, обнаруживает в земной практике механику перемен. Прежний модус пассивного хроникера-регистратора событий радикально меняется. С этого момента диахронный маршрут определяется миростроительством – целенаправленным сотворчеством людей.
У истории фокусируется перспектива: появляется горизонт рукотворного будущего.
***
Кризис секулярного мира – отражение нынешнего транзитного состояния христианской цивилизации, что подразумевает: современное общество есть ее актуальный аспект. Следует признать, подобное утверждение способно шокировать обыденное сознание.
Секулярное общество уникально в истории. Неслучайным образом возникнув и развиваясь в русле христианской культуры, оно подтверждает ранг человека как свободной богоподобной личности. «Секуляризация, – как однажды заметил немецкий теолог Фридрих Гогартен, – закономерное следствие действия библейской веры на мировую историю. Поэтому неслучайно, что в первую очередь процесс секуляризации начался в странах так называемого христианского Запада, там, где влияние библейских религий на историю оказалось наиболее заметным. Развитие естественных наук, демократических политических институтов, культурного плюрализма – все те достижения, которые мы обычно связываем с западной цивилизацией, – едва ли можно понять без учета того первого импульса, которым послужила Библия. Хотя люди уже давно не осознают этой связи, она все еще существует. Культурные влияния продолжают действовать еще долго после того, как бывают забыты их источники».
Для этой культуры характерна энергия преобразований из-за признания особого достоинства человека и высочайшей сложности мироустройства, во многом неопознанного, парадоксального, даже алогичного с людской точки зрения, однако же постигаемого взрослеющим разумом. Здесь истоки неспекулятивного знания (упомянутых выше естественных наук) и многовекторной динамичной трансформации.
Сформулированные и транслированные некогда христианской мыслью представления о нелинейной природе мира (тринитарное богословие, христологическая антропология, потенции креации/
преображения универсума), засеяв почву Нового времени, оплодотворив ее, обернулись познанием данной культурой – но уже в секулярном обличье, порою трагическим образом – удивительных порядков бытия.
Следствием этого станет со временем процесс повторного сближения быта, мировоззрения и метафизики.