Страница 12 из 17
{div width:335|float:left}{module фуэте}{/div}К сожалению, заграницей, когда я играл уроки балета в Амстердаме (Нидерланды) и в Антверпене (Бельгия), и теперь уже в Стокгольме(Швеция) мне ни разу не встречалось, чтобы педагоги задавали бы 32 фуэте в конце урока. Причина мне неизвестна. Не любят? Или не могут? Даже русские педагоги, которые приезжают в качестве приглашенных давать уроки в Швеции, не дают эти движения при всех моих просьбах. «Они этого не любят, Андрей».
«Как жаль!» Всегда было интересно смотреть на это движение и особенно играть.
Вообще традиция играть фуэте в русской и заграничной школах совсем разная. Нас учили, что акцент или сильная доля приходится в пол, когда опорная нога опускается вниз и отталкивается. Акцент приходится в пол. Заграницей же я встретил совсем другое понимание движения. Здесь, когда в балетах встречается фуэте, акцент просят делать наверх, когда нога уже оттолкнулась от пола и в высшей точке в воздухе должен быть и акцент. С чем это связано я честно говоря не знаю.
Екатерина Сергеевна также отдавала много внимания 32 фуэте при работе со своими ученицами. Фуэте в «Лебедином» и в «Дон Кихоте» схожие, в васильевской «Золушке» они уже закручены разнообразней,чем простые-одинарные. Как правило, фуэте делается на четыре четверти, но как-то раз я спросил Максимову, а бывают ли фуэте на три четверти. «Бывают, и еще какие двойные, тройные!».
Непосвященному зрителю кажется, что это самое сложное в балете движение, но на самом деле балетные артисты относятся к нему просто как к трюку. Безусловно, это очень важно – «есть» у танцовщика фуэте или нет. Так, например, известный факт, что Плисецкая делала круг вместо фуэте, хотя и пыталась отрабатывать его, делая в два раза больше на репетициях – по 64 штуки. Интересно еще и то, что когда сами балетные смотрят этот трюк на спектакле, могу дать гарантию, что все считают!!! Почему, до сих пор не известно мне. Но это факт. Это у них в крови, автоматически считать, сколько же все-таки ей удалось сделать – 32 или меньше.
Часто, когда какие-либо вертушки типа фуэте не получались, всегда шли к Максимовой за советом. Помню, как Людмила Михайловна Чарская долго не могла понять в чем же дело, почему же не получается вертушка у её ученицы Тани Смирновой в вариации, и когда Таню показали Екатерине Сергеевне, все стало на свои места. Из воспоминаний и рекомендаций, данных Максимовой по поводу фуэте я запомнил следующие. Очень важно как отталкивается балерина, нужно сесть как следует в плие перед броском работающей ноги при вращении. Вообще о том, что нужно садится поглубже в плие, чтобы лучше потом оттолкнуться опорной ногой, было частым наставлением для молодых балерин от Екатерины Сергеевны. Также важно было потом стремиться «наверх» и только «наверх», отталкиваться энергично пяткой. Выполняя этот трюк, как правило балерина должна оставаться как можно дольше на одном месте и чем меньше она продвинется вперед, тем лучше, иначе она теряет баланс.
Обычно всё шло хорошо только на первых 8 или даже 16 фуэте. Затем Екатерина Сергеевна либо останавливала и объясняла, почему и что нарушено в координации и почему балерину заносит вперед или влево, или в сторону, либо останавливалась сама ученица, потому что ее заносило «не туда».Часто это зависело от того, что ученица не могла рассчитать правильно форс (энергию, с которой берется вращение). При этом нога, которая делает бросок и вращение, должна быть достаточно высоко, а не под себя, иначе фуэте не смотрится, в то же самое время работающая нога не должна сбивать, сносить балерину с места.
Самая крепкая в этом плане в кремлевском балете была Рита (к сожалению, не помню фамилии) Сами балетные говорили, что она как машина. Станет делать фуэте, и никуда ее не спихнешь, не столкнешь с места. Стоит на одном пятачке и вертится себе. Видимо так была выучена. Ей я очень благодарен за то, что во время урока она иногда сидела рядом с роялем и зашивала туфли, она же научила меня всем движениям и объяснила, какие мелодии лучше всего подходят для школы.
А однажды в пустом зале занималась Оля Зубкова, очень талантливая, красивая балерина. Она была тоже ученицей Максимовой. Я сыграл урок для нее одной – в театре был выходной и я зашел по какому-то поводу в канцелярию, а Оля занималась одна без музыки в зале.
Олечка, пожалуйста, научи меня делать фуэте. Я тебе одной урок сейчас сыграю.
– Да запросто, вот давай. Встаешь в четвертую позицию...
– Боже, как это? Нет, это я не умею. Давай я встану лучше в шестую (ноги вместе).
– Ну ладно, давай. Теперь руки полукругом перед собой, так. На левой ноге приседаешь, правую заводишь вверх по кругу и бросаешь в сторону слева направо. Поднимаешься на носочек и в то же самое время проворачиваешься вокруг своей оси. Также не забудь, что надо смотреть в одну точку при повороте головы, при этом руки раскрываются и закрываются, и так 32 раза, понял?
– Понял!
– Поехали!
После третьего моего «фуэте» я улетел куда-то в угол зала. В голове туман, все кружится, поташнивает.
– Господи, боже ты мой, как же вы это делаете, да еще и в темпе, да еще когда в зале сидят 6000 человек на спектакле? Вам же памятник при жизни ставить надо.
– Да ладно. Это не самое сложное движение. А у тебя просто тело кривое, не натренированное. Стержня нет, вот тебя и заносит черт знает куда при вращении... (Смеется.)… Осторожней, не разбейся!
– Олечка, у меня тело не кривое. Я просто всегда руками работал, а не ногами – успеваю крикнуть в полете и куда-то приземляюсь, падаю на пол, все вокруг кружится-я-я-я-я...
Когда в «Анюте» звучит «Тарантелла» и вокруг много гостей – сложнейшие уже до этого движения, исполняемые Максимовой, достигают своего апофеоза.
«Как жаль!» Всегда было интересно смотреть на это движение и особенно играть.
Вообще традиция играть фуэте в русской и заграничной школах совсем разная. Нас учили, что акцент или сильная доля приходится в пол, когда опорная нога опускается вниз и отталкивается. Акцент приходится в пол. Заграницей же я встретил совсем другое понимание движения. Здесь, когда в балетах встречается фуэте, акцент просят делать наверх, когда нога уже оттолкнулась от пола и в высшей точке в воздухе должен быть и акцент. С чем это связано я честно говоря не знаю.
Екатерина Сергеевна также отдавала много внимания 32 фуэте при работе со своими ученицами. Фуэте в «Лебедином» и в «Дон Кихоте» схожие, в васильевской «Золушке» они уже закручены разнообразней,чем простые-одинарные. Как правило, фуэте делается на четыре четверти, но как-то раз я спросил Максимову, а бывают ли фуэте на три четверти. «Бывают, и еще какие двойные, тройные!».
Непосвященному зрителю кажется, что это самое сложное в балете движение, но на самом деле балетные артисты относятся к нему просто как к трюку. Безусловно, это очень важно – «есть» у танцовщика фуэте или нет. Так, например, известный факт, что Плисецкая делала круг вместо фуэте, хотя и пыталась отрабатывать его, делая в два раза больше на репетициях – по 64 штуки. Интересно еще и то, что когда сами балетные смотрят этот трюк на спектакле, могу дать гарантию, что все считают!!! Почему, до сих пор не известно мне. Но это факт. Это у них в крови, автоматически считать, сколько же все-таки ей удалось сделать – 32 или меньше.
Часто, когда какие-либо вертушки типа фуэте не получались, всегда шли к Максимовой за советом. Помню, как Людмила Михайловна Чарская долго не могла понять в чем же дело, почему же не получается вертушка у её ученицы Тани Смирновой в вариации, и когда Таню показали Екатерине Сергеевне, все стало на свои места. Из воспоминаний и рекомендаций, данных Максимовой по поводу фуэте я запомнил следующие. Очень важно как отталкивается балерина, нужно сесть как следует в плие перед броском работающей ноги при вращении. Вообще о том, что нужно садится поглубже в плие, чтобы лучше потом оттолкнуться опорной ногой, было частым наставлением для молодых балерин от Екатерины Сергеевны. Также важно было потом стремиться «наверх» и только «наверх», отталкиваться энергично пяткой. Выполняя этот трюк, как правило балерина должна оставаться как можно дольше на одном месте и чем меньше она продвинется вперед, тем лучше, иначе она теряет баланс.
Обычно всё шло хорошо только на первых 8 или даже 16 фуэте. Затем Екатерина Сергеевна либо останавливала и объясняла, почему и что нарушено в координации и почему балерину заносит вперед или влево, или в сторону, либо останавливалась сама ученица, потому что ее заносило «не туда».Часто это зависело от того, что ученица не могла рассчитать правильно форс (энергию, с которой берется вращение). При этом нога, которая делает бросок и вращение, должна быть достаточно высоко, а не под себя, иначе фуэте не смотрится, в то же самое время работающая нога не должна сбивать, сносить балерину с места.
Самая крепкая в этом плане в кремлевском балете была Рита (к сожалению, не помню фамилии) Сами балетные говорили, что она как машина. Станет делать фуэте, и никуда ее не спихнешь, не столкнешь с места. Стоит на одном пятачке и вертится себе. Видимо так была выучена. Ей я очень благодарен за то, что во время урока она иногда сидела рядом с роялем и зашивала туфли, она же научила меня всем движениям и объяснила, какие мелодии лучше всего подходят для школы.
А однажды в пустом зале занималась Оля Зубкова, очень талантливая, красивая балерина. Она была тоже ученицей Максимовой. Я сыграл урок для нее одной – в театре был выходной и я зашел по какому-то поводу в канцелярию, а Оля занималась одна без музыки в зале.
Олечка, пожалуйста, научи меня делать фуэте. Я тебе одной урок сейчас сыграю.
– Да запросто, вот давай. Встаешь в четвертую позицию...
– Боже, как это? Нет, это я не умею. Давай я встану лучше в шестую (ноги вместе).
– Ну ладно, давай. Теперь руки полукругом перед собой, так. На левой ноге приседаешь, правую заводишь вверх по кругу и бросаешь в сторону слева направо. Поднимаешься на носочек и в то же самое время проворачиваешься вокруг своей оси. Также не забудь, что надо смотреть в одну точку при повороте головы, при этом руки раскрываются и закрываются, и так 32 раза, понял?
– Понял!
– Поехали!
После третьего моего «фуэте» я улетел куда-то в угол зала. В голове туман, все кружится, поташнивает.
– Господи, боже ты мой, как же вы это делаете, да еще и в темпе, да еще когда в зале сидят 6000 человек на спектакле? Вам же памятник при жизни ставить надо.
– Да ладно. Это не самое сложное движение. А у тебя просто тело кривое, не натренированное. Стержня нет, вот тебя и заносит черт знает куда при вращении... (Смеется.)… Осторожней, не разбейся!
– Олечка, у меня тело не кривое. Я просто всегда руками работал, а не ногами – успеваю крикнуть в полете и куда-то приземляюсь, падаю на пол, все вокруг кружится-я-я-я-я...
Когда в «Анюте» звучит «Тарантелла» и вокруг много гостей – сложнейшие уже до этого движения, исполняемые Максимовой, достигают своего апофеоза.
Екатерина Сергеевна крутит фуэте!