«Танец маленьких лебедей»из балета «Лебединое озеро»
Вообще травматизм балетных – это отдельная тема для исследования. Травмируются они очень легко, иногда на ровном месте, но заживают все это травмы очень долго. Так и танцуют иногда с оторванными менисками или вставными пластинами. Достаточно вспомнить травму позвоночника Максимовой и все ее нечеловеческие страдания в этот период, когда ей приходилось спать на жесткой доске многие годы. В кремлевских балетных залах, как я уже упомянул, под линолеумом была деревянная прослойка, но это не спасало при неудачном приземлении. Так вот сидишь, играешь иногда – и вдруг артист просто испаряется из поля зрения. Останавливаешься, а он уже лежит на полу. Скорее, массажиста, позвоните в скорую! Результат – больница, замена спектаклей. Иногда такие травмы не вылечиваются годами.
Однажды на репетиции с Максимовой один из солистов упал и очень сильно травмировался. Его сразу же положили на операцию, в результате ему вставили какую-то металлическую пластину, то-ли жгут какой-то прямо в ногу, и зашили всё это, а инородное тело в виде пластины там так и осталось, внутри ноги. «Это» ещё и привинчивают внутри, причем шурупами прямо к кости и потом зашивают. Танцовщик не только ходит после этого, он еще и танцует. Травмированного на той репетиции танцовщика звали Олег (уже не помню, к сожалению, фамилии) и операцию нужно было делать срочно. А она стоила очень дорого, и у него не было денег. Так вот оказывается, Екатерина Сергеевна, узнав, что нужна помощь, достала каким– то образом необходимые 500 долларов и сама оплатила операцию для артиста!
Но не только полы были из бетона, так еще и потолок можно было рукой достать, подтянувшись на носочках. Однажды, репетируя «Дон Кихот», поднятая на руках Жанна Богородицкая разбила плафон лампы балетной туфлей.
Падают балетные не только в залах, но также и на сцене. В одной из передач «Сам себе режиссер» показали как-то целое видеособрание балетных казусов и падений на сцене. Оказывается, есть человек, который специально все это отсматривает и собирает на видео. Мне тоже приходилось видеть подобное. Помню однажды в Большом театре на «Жизели» вышли две балерины танцевать вариации. Одна станцевала и ушла, а другая, буквально только начав свою вариацию, так упала и растянулась в шпагате, что еле доползла до кулис, а оркестр в это время продолжал играть еще наверно минуты три, когда на сцене никого не было, одни кусты-декорации. Зрители, конечно, похлопали, но для пустой сцены. Было как-то не по себе. Что там с ней теперь?.. А «слон идет» и спектакль должен продолжаться.
В оркестре ближе всех спиной к сцене сидят фаготисты. На фаготе играют с помощью «S» – это такой металлический дугообразный крюк в форме буквы «эс», соединяющий деревянный фагот с губами музыканта. Говорят, что много лет назад в Большом театре одна балерина, не рассчитав прыжок, прыгнула и угодила в оркестровую яму, попав ногой в затылок одному из фаготистов, и это самое железное «эс» вонзилось в горло музыканту, и тот мгновенно умер прямо в оркестровой яме.
Много в балете не только трагического, но и смешного. Как-то раз в одном театре балерина забыла снять один носок, когда выходила танцевать лебедей, и так и выбежала на коду. Лебедь в носке – это, конечно, забавно. Помню также чей-то рассказ, как во время «Лебединого озера» уборщица, забывшись, мыла полы за одним из задников на сцене и не заметила, как этот самый задник внезапно подняли и под трагическую мелодию, исполняемую скрипкой, на сцене явилась картина честно моющей пол уборщицы в рабочем черном халате. Эдакое «черное « па-де-де моющей пол Одиллии-Уборщицы на озере лебедей. Подобная сцена, кстати, потом вошла в балет Андрея Борисовича Петрова «Том Сойер», получилось очень смешно.
Есть несколько произведений, который я терпеть не мог с самого детства. Но не из-за музыки, которая сама по себе великолепна. А из-за того, что их всегда просили сыграть. Такие своеобразные «хиты», которые часто годятся для прикрытия своей музыкальной недалекости.
Обычно, если спросить у людей, не особенно увлекающихся музыкой, про самое любимое произведение, называют именно их, дабы показать свою «эрудицию» или прикрыть пробелы в этой области. Хотя намного проще просто признаться: « Я люблю музыку, но профессионально в ней не разбираюсь». Или вообще честно сказать: «Я ничего кроме «попсы» не слушаю!»
Список ненавистных с детства «хитов» возглавляет, конечно, «Полонез» Огинского. «Лунная» соната Бетховена и «Марш» Мендельсона занимают, соответственно, второе и третье места, потом идет «Турецкий марш» Моцарта и наконец венчает этот список шлягер всех времен и народов «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера».
«Танец маленьких лебедей» или «четверка» пользуется особой популярностью у тех, кто обычно сидит и скучает, купив билеты в первый ряд партера, сверкая дорогими украшениями. Почему богатые люди, приходящие в театр обязательно в первый ряд партера, особое предпочтение отдают опере, а не балету – объясняется очень просто – на опере можно хоть немного спокойно поспать. Там все громко поют, так что храп почти никогда не слышен. В балете уже посложней, ведь « балерины и балеруны « молчат на сцене. Тут уже особо не поспишь, ну даже если и удается подремать немного, тебя все равно разбудят. Что уж тут поделать, если танец маленьких лебедей с детства всем известная мелодия!