Многие критики восхваляют ту или иную балерину, считается, что эта хороша в этом, та – в том, и так далее. Но интересно всегда послушать, что говорят сами балетные артисты о своих коллегах. И где бы я ни был, в каких театрах или труппах, если речь заходит о Максимовой, слышишь: «Максимова? Да она Лучшая. Идеальная техника, мастерство актера», «Максимова? То, что она вытворяла в своих фильмах-балетах, никто в мире не сможет повторить при большом желании, настолько там все накручено и в таких темпах», «Самая балеринская балерина, ей доступно все в балетном танце, она – уникум».
Иногда, когда кремлевские балерины не справлялись с темпами, которые идут на спектакле и которые я брал на репетиции, Екатерина Сергеевна кричала (потому что иначе за роялем пианисту не слышно, он гремит клавишами): «Не загоняй!!! Поспокойней!!!» Так и хотелось ответить:»Но вы-то сами в каких темпах делали это!!! Еще в два раза быстрее». Но понимал что это Она, которая могла делать в этих темпах, Она неповторима, и поэтому нет смысла требовать от остальных невозможного.
{div width:275|height:415|float:left}{module Балахничева}{/div}И вот опять перекур. Курим в комнате отдыха с телевизором.
– Сегодня не мог проехать к Кремлю на машине, там вокруг Кремля марафон устроили, все куда-то бегут, вы не куда они всё бегут, Екатерина Сергеевна, я из-за них сегодня чуть на урок не опоздал?
– Я не знаю, куда они там бегут, я сама с трудом в Кремль проехала. Я вот прочитала сегодня в журнале о какой-то балерине заграничной, ученице Максимовой, которую не то что не помню, никогда и не видела, кажется. Как такое может быть?...
– Да ясное дело. Вы за границей мастер-классы даете? Вот, может, пришла на урок какая-нибудь балерина среди прочих, ну раз урок ваш посетила, значит уже ученица Максимовой.
– Да, и не говори. Так вот звездами и становятся, а потом за качество их танца отвечать кто будет?...
– Екатерина Сергевна, я вот тут зарплату получал, и так как у нас фамилии рядом находятся, там ваш листочек на зарплату тоже лежал. Я обалдел, какая маленькая цифра там была, чуть больше моей... Неужели вы такой мизер получаете?
– Да мне даже за квартиру иногда нечем заплатить, о чем ты говоришь. Да не в деньгах счастье.
– Да не в деньгах, но в их присутствии (смеюсь) …
– Да ну, Андрюш. Вот раньше, когда денег не было, в молодости все пытались на гастролях заработать, всё думали вот денег будет побольше и станет лучше жить. Заработали. Дальше что? Молодежь сейчас только об этом и думает, а вот будут деньги и что? Не все в этом заключается, поверь.
Глава 4.
«Куда ты гонишь?»
C особенной теплотой и трепетом работала Екатерина Сергеевна с молодой балериной из Перми Наташей Балахничевой. Внешне даже чем-то похожая на Максимову (обе по китайскому гороскопу родились в год тигра, только Максимова – Водолей, а Наташа-Стрелец), она являла собой образец преданности своему делу. Юная и светлая, удивительной красоты молодая балерина напоминала Екатерину Сергеевну внешне в молодости. Помню, с какой любовью и заботой объясняла Екатерина Сергеевна суть образа Золушки для Наташи в маленьком зале. При всей эмоциональной обаятельности, юная балерина казалась еще очень и очень неокрепшей, хрупкой. Казалось, что технические трудности исполняются на грани срыва, но терпеливая Максимова продолжала спокойно и методично заниматься, объяснять, как лучше и правильней исполнить ту или иную комбинацию.