Екатерина Максимова – Анюта в одноименном балете. 1994 год.
Скоро начало. Оркестр заводит вступление к «Анюте» и вдруг буквально за несколько секунд до поднятия занавеса, Владимир Васильев шутливо бросает сгруппировавшимся артистам: «А вы зарплату все успели получить?» «Да», – весело отвечают они. Занавес поднимается – поехали! Стою весь спектакль, любуюсь на Екатерину Сергеевну. Тут шаль черную принесли, повесили, скоро она ее наденет. Наслаждаюсь спектаклем из-за кулис, никто не выгоняет, какое счастье! Сцена свадьбы. Максимова из правой в левую кулису стремительной походкой по сцене идет в свадебном платье, улыбаясь. Один шаг за кулису. Платье стремительно срывается: «Скорее, скорее, не успею поменять костюм!» Только там, за кулисами можно понять, в каком темпе работают артисты, и какие нечеловеческие нагрузки они выносят...
{div width:275|float:left}{module gavrilin}{/div}И снова пауза между репетициями. Мы курим.
– Екатерина Сергевна, а какой самый тяжёлый балет вы станцевали, что было труднее всего?
– Знаешь, много чего танцевала, много чего было. Но только никогда не забуду как после первого акта «Спящей красавицы» меня так тошнило, что я кричала: «Скорее дайте мне ведро».
– А вы еще будете «Анюту» танцевать?
– Не знаю. Не хочу больше. Надоело. Надоело танцевать.
– Как же так, я думал, вы скажете, что, мол, умру на сцене в танце или что-то подобное…
– Да ты знаешь, так надоело все это и эти танцы в том числе.
– Вы самая великая балерина нашего времени…
– Ты не видел Уланову, ты не видел Плисецкую. Вот они были великие, это было чудо.
– Ну вы сами чудо необыкновенное. Когда в «Анюте» занавес открывается и вы там, на полу, сидите, даже танцевать больше не надо, такой чеховский образ в вас самой живет...
– Знал бы ты как мы эту «Анюту» по кусочкам собирали. Как уговаривали Гаврилина соединить его разрозненные пьесы в балет и как он не соглашался, не верил, что может получиться... Вот слушай и запоминай, чего я тебе тут рассказываю, потом будешь мемуары писать (смеется)...
Глава 3.
«Не в деньгах счастье»
{div width:275|float:left}{module Светлана Романова}{/div}Учениц в ту пору было несколько. Но в основном выделялись три: Светлана Романова, Жанна Богородицкая и чуть позже Наташа Балахничева. С последней, пожалуй, Екатерина Сергеевна, репетировала с самым большим удовольствием.
Светлана Романова отличалась всегда большой трудоспособностью и интеллигентностью, никогда не позволяла себе что-либо выкрикнуть пианисту или сказать что-то грубое. Екатерина Сергеевна особое внимание в работе с ней отдавала образу и художественным задачам. Ей хотелось, чтобы танцовщица раскрепостилась на полную и проявилась сцене с максимальной отдачей. Технически Светлана была уже сложившейся балериной, танцевавшей все главные партии в театре. Иногда Екатерина Сергеевна обращала внимание на постановку ног в определенных позициях, пыталась исправить то, что не совсем правильно было выучено с детства, но в принципе работала больше над образом и, так сказать, над «высшим пилотажем», который может показать артист на сцене при сочетании различных качеств.
С Жанной складывалось немного сложнее. Талантливая молодая балерина, пришедшая из театра Станиславского, отличалась капризным характером и иногда позволяла себе вещи типа: «Это я делать не буду, это не хочу, это не могу». Но, в конце концов, Жанна всегда справлялась на спектаклях с ролью, и здесь ее страстный характер уже не мешал, а помогал раскрыться.