Взгляд из-за рояля (отрывки из мемуаров)
Андрей Подборский

Воспоминания о русском балете и великой Екатерине Максимовой

Андрей Подборский – пианист, концертмейстер балета. Закончил московскую консерваторию
им. П.И. Чайковского. В 1994–2000 годах работал в театре «Кремлевский балет» с Екатериной Сергеевной Максимовой. В 2003–2004 гг. – концертмейстером балета в театре «Королевская опера» (Kungliga Operan)
в Стокгольме, Швеция.

Глава 1.
Великая Максимова

Зна­ко­м­ство с Мак­си­мо­вой для ме­ня на­ча­лось еще в детстве, ког­да по те­ле­ви­зо­ру пе­ре­да­ва­ли «Щел­кун­чик». Я влю­бил­ся с пер­во­го взгля­да в эту уди­ви­тель­ную ба­ле­ри­ну из те­ле­ви­зо­ра, и не мог отор­вать­ся от эк­ра­на. Кто мог знать тог­да, что мне, сту­ден­ту 4-го кур­са му­зы­каль­но­го учи­ли­ща, предс­то­ит ра­бо­тать кон­це­рт­мейс­те­ром ба­ле­та, и каж­дый день про­во­дить по 5-6 ча­сов вмес­те с лю­би­мой ба­ле­ри­ной в те­ат­ре «Крем­ле­вс­кий ба­лет».
В 1993 го­ду, пе­ре­ехав в Моск­ву и обу­ча­ясь в «Мерз­ля­ков­ке» (Ака­де­ми­чес­кое му­зы­каль­ное учи­ли­ще при Мос­ко­вс­кой кон­сер­ва­то­рии), я, как и все сту­ден­ты, имел воз­мож­ность хо­дить по про­пус­кам на спек­так­ли Боль­шо­го те­ат­ра. Об­ще­жи­тие на­хо­ди­лось на Дмит­ро­вс­ком пе­ре­ул­ке, в 5 ми­ну­тах ходь­бы от те­ат­ра, и я стал пос­те­пен­но «дне­вать и но­че­вать» там. В 1994 го­ду мне уда­лось пос­мот­реть все «Аню­ты» с Мак­си­мо­вой.Это бы­ло, ко­неч­но, не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние. Сей­час уви­деть тан­цу­ю­щую на сце­не Мак­си­мо­ву уже, к со­жа­ле­нию, нель­зя.
Как-то раз, про­хо­дя ми­мо дос­ки объ­яв­ле­ний в учи­ли­ще, мой взгляд слу­чай­но ос­та­но­вил­ся на объ­яв­ле­нии «Крем­ле­вс­ко­му ба­ле­ту тре­бу­ют­ся кон­це­рт­мейс­те­ры». «Как ин­те­рес­но!», – по­ду­мал я, «а что во­об­ще это за ра­бо­та та­кая – кон­це­рт­мейс­тер ба­ле­та?» И не­дол­го ду­мая, не имея ни­ка­ко­го опы­та ра­бо­ты в ба­ле­те, учась при этом в учи­ли­ще, я взял да и поз­во­нил ту­да. По­том при­шел пос­мот­реть класс-урок ба­ле­та, а ве­че­ром пос­ле спек­так­ля там бы­ла ОНА – Ве­ли­кая МАК­СИ­МО­ВА. Прос­тая, оба­я­тель­ная, ма­лень­кая хруп­кая жен­щи­на с уди­ви­тель­но блес­тя­щи­ми кра­си­вы­ми го­лу­бы­ми гла­за­ми, в боль­шом раз­ноц­вет­ном плат­ке на го­ло­ве. Кто-то фо­тог­ра­фи­ро­вал­ся с ней, а я же толь­ко ли­цез­рел, бо­ясь да­же по­ше­вель­нуть­ся или что-то ска­зать в ее при­су­т­ствии, та­кое ма­ги­чес­кое воз­дей­ствие ока­зы­ва­ла она.

{div width:275|float:left}{module kosh}{/div}Вско­ре пос­ле это­го я стал ра­бо­тать в те­ат­ре, обу­чил­ся по­ряд­ку имп­ро­ви­за­ции на клас­се (ба­лет­ные кла­ви­ры я и до это­го иг­рал с лис­та). Каж­дое ут­ро я при­хо­дил иг­рать урок-класс, ко­то­рый да­ва­ли на­род­ная ар­ти­ст­ка Бе­ло­рус­сии, в прош­лом при­ма Минс­ка Алев­ти­на Алек­са­нд­ров­на Кор­зен­ко­ва или Вла­ди­мир Ар­кадь­е­вич Ко­ше­лев, в прош­лом тан­цов­щик Боль­шо­го те­ат­ра, а так­же Ека­те­ри­на Все­во­ло­дов­на (от­че­ст­во бы­ло всег­да слож­но вы­го­во­рить) Ак­се­но­ва, дочь зна­ме­ни­той Ма­ри­ны Се­ме­но­вой.
Са­ма Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на уро­ков не да­ва­ла, толь­ко иног­да на гаст­ро­лях за ру­бе­жом, так как боль­ше лю­би­ла ре­пе­ти­ции. Но на уро­ках Кор­зен­ко­вой они с Вла­ди­ми­ром Ва­силь­е­вым за­ни­ма­лись у стан­ка пер­вые пол­го­да мо­ей ра­бо­ты. Оба сто­я­ли в са­мом кон­це за­ла, но все дви­же­ния, ис­пол­ня­е­мые ими, пом­ню до сих пор. Нас­толь­ко ощу­ща­лось от­ли­чие за­ни­ма­ю­щих­ся на уро­ке мас­те­ров от на­чи­на­ю­щих ар­тис­тов. По­жа­луй ос­нов­ное от­ли­чие бы­ло в не­о­бык­но­вен­ной чут­кос­ти к му­зы­ке, ма­не­ре ис­пол­не­ния ежед­нев­ных ру­тин­ных дви­же­ний чет­ко в такт, в со­от­ве­т­ствии с му­зы­каль­ны­ми ак­цен­та­ми.
Тог­да я еще не сов­сем «вру­бал­ся» как же все-та­ки на­до иг­рать прыж­ки и Кор­зен­ко­ва час­то пок­ри­ки­ва­ла на ме­ня пер­вое вре­мя. Та­кое слу­ча­лось поч­ти со все­ми, кто на­чи­нал иг­рать ба­лет­ные уро­ки, так как спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния по­лу­чить ниг­де нель­зя бы­ло. Хо­ро­шо, что Мак­си­мо­ва не пры­га­ла тог­да, а за­кан­чи­ва­ла за­ня­тия у стан­ка.
Час­то по ут­рам, са­дясь за инстру­мент, я за­ме­чал, что кто-то под ро­я­лем рас­по­ла­га­ет­ся ря­дом с пе­да­ля­ми, и, заг­ля­нув вниз, ви­дел, что это Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на там раз­ми­на­ет­ся. «Не уда­рить бы но­гой слу­чай­но, не дай бог за­деть», – ду­мал я. Она при­хо­ди­ла с ка­ким-то ва­ли­ком и на нем рас­ка­ты­ва­ла ступ­ни. По­том на­чи­на­лись ре­пе­ти­ции. Всег­да веж­ли­вая, ин­тел­ли­ге­нт­ная, тер­пе­ли­вая Мак­си­мо­ва про­си­ла сыг­рать с то­го или ино­го мес­та или с на­ча­ла. Те ком­мен­та­рии, ко­то­рые она да­ва­ла ба­ле­ри­нам, впи­ты­ва­лись и мной, не тан­цу­ю­щим в ба­ле­те – ав­то­ма­ти­чес­ки, в кровь, нас­толь­ко вы­ра­зи­тель­но бы­ло все ска­за­но, хоть пре­по­да­вай пос­ле это­го.
@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS