Современный интерьер храма Святой Софии
Геополитически Византийская империя находилась почти в постоянном движении.
Границы ее были исторически нестабильными, быстро и часто менялись –
вследствие удачной или, напротив, неудачной внешней политики, проводимой
константинопольскими правителями, усиления или ослабления множества
теснивших Византию врагов.
Перманентная нестабильность Византии объясняется не только характером эпохи, в которую она существовала. В гораздо большей степени причина подобной исторической специфики Византии заключалась в другом. В культурно-историческом плане территории, в тот или иной период включавшиеся в византийский политикум, являлись (и являются) или пространствами лимитрофными, разделяющими и соединяющими три великие цивилизации – европейскую, афразийскую (арабо-персидскую) и российско-евразийскую, или лимбовыми, окраинными областями этих цивилизаций. Причем основная часть лимитрофов, принадлежавших Византийской империи, – это не просто лимитрофные земли, а часть так называемого Великого лимитрофа – сферы соприкосновения и взаимодействия метацивилизаций, культурно-исторических миров более высокого ранга, нежели сами цивилизации. В каждую метацивилизацию входит пара связанных друг с другом цивилизаций. Византия возникла на стыке, условно говоря, метацивилизации Севера, включающей европейский и российско-евразийский миры, и метацивилизации Юга, в которую, помимо афразийской цивилизации, входит и цивилизация Черной Африки.
Территориальное же ядро Византийской империи – нанизанные на ось Проливов Балканы и Малая Азия вместе с прилегающими к ним бассейнами Черного и Средиземного морей и расположенными в них островами – является частью одного из двух существующих на нашей планете своеобразных «узлов скучивания» – районов, в которых сталкиваются три и более цивилизационных миров. Отметим, что другой «узел скучивания» находится в центре Азии – это Афганистан с прилегающими к нему обширными областями. Здесь сочленяются уже четыре цивилизации – российско-евразийская, афразийская, индийская (южноазиатская) и китайская (восточноазиатская, она же дальневосточная), – входящие в состав всех трех выделяемых автором этих строк метацивилизаций Старого Света – не только Севера и Юга, но и Востока.
Ядро Византийской империи и многие другие земли, принадлежавшие ей, входят в состав станового хребта Великого лимитрофа. Этот становой хребет образуют оба названные «узла скучивания» и соединяющая их опорная ось. Становой хребет Великого лимитрофа с древнейших эпох и до настоящего времени играл и продолжает играть чрезвычайно важную роль в мировой истории и геополитике. Он является дверью, ведущей к контролю над всей Евразией и к мировому господству. Дверью, имеющей два замка – серебряный (Балкано-Анатолийский «узел скучивания», опорный ареал Византии) и золотой (Центральноазиатский «узел скучивания»).
Такова культурно-историческая суть Византии, определяющая место и роль этой империи на геополитической карте мира.
Геополитическая разгадка византийской уникальности
Известно, что Византия вела очень оживленную торговлю с Ираном, Индией, Китаем, другими странами Востока, а в средиземноморской торговле с Западной Европой до Крестовых походов она была гегемоном. Через нее пролегали важнейшие торговые пути. сформировавшиеся еще в античную эпоху и процветавшие в период великих империй, разрезавших или, скорее, соединивших Евразию «поясом Ойкумены» от атлантического ее фасада до Желтого моря и от Альбиона до Аксума и Йемена. Это и Великий шелковый путь из Китая, и Путь благовоний – через Аравию к портам Красного моря, Персидскому заливу и Индийскому океану, то есть мировые артерии, значение которых сохранялось до эпохи Великих географических открытий. Нельзя не упомянуть и легендарный путь «из варяг в греки», стартовавший у причалов Константинополя.
Османская держава, которая воспроизвела геополитический паттерн Византийской империи, на протяжении своего существования являлась более устойчивым и предсказуемым образованием, нежели ее предшественница. Она поглотила большее, чем Византия, количество территорий. Однако Блистательная Порта так и не смогла сравниться с державой кесарей по мировому значению. Чтобы ответить на вопрос, почему это произошло, следует обратиться к истории так называемой Ойкумены.
Ойкумена – единое, сплошное пространство цивилизованных обществ, которое стало складываться на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, в эпоху великих держав архаичного периода мировой истории и первого известного ей Великого переселения народов. До этого целостной Ойкумены фактически не существовало. Но цивилизованные общества – Египет, Эгейский мир, Месопотамия, Хараппская цивилизация, высокоразвитая земледельческая культура близ границы нынешних Туркмении и Ирана (Намазга), – имевшие локальный, очаговый характер, установили друг с другом несколько морских и сухопутных путей, ставших предтечами международных артерий античного периода.