Василий Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878–1879
Время византизма прошло – вместе с распавшейся и уничтоженной кровавыми
бурями Российской империей. Ни Проливы с Константинополем, ни балканские
страны не могут и не должны стать главной, приоритетной сферой нашей
международной активности. Это доказала уже Первая мировая война,
которая собственно и свела в могилу историческую Россию.
Византия, византизм и Россия
Рассмотрев, что представляла собой Византия в культурно-историческом (цивилизационном) и в геополитическом смыслах, можно попытаться ответить на вопрос о значении ее для России и о том, в какой степени вторая является преемницей первой.
Начнем с последнего. Если, как отмечено выше, Византия была имперской цементацией лимитрофов и периферий трех различных цивилизаций, а базисом ее была ключевая область Балкано-Анатолийского «узла скучивания», располагающегося в зоне Великого лимитрофа, то современная Россия есть объединение земель одного-единственного – российско-евразийского – историко-культурного мира. Территории, находящиеся в ее составе, принадлежат к ядру и лимбовым зонам этой цивилизации, и только окраины нашей страны относятся к лимитрофам. Базис же ее находится в центре важнейшего макрорегиона (метакультуры) России – Восточно-Европейской равнины – и имеет четкую российско-евразийскую цивилизационную идентичность. Геополитически Российское государство росло и развивалось именно путем включения, интеграции или же освоения пространств, входящих в состав российско-евразийского культурно-исторического мира (цивилизации).
Таким образом, Россия по самой своей природе – проект цивилизационный, это – государство-цивилизация, причем более цельная, полноформатная его версия, нежели, к примеру, Китай. Византия же по определению – проект лимитрофный: классический пример удачной (а учитывая ее долголетие – максимально удачной во всей мировой истории) «лимитрофной империи», гораздо более успешной, чем, скажем, такая «лимитрофная империя», как Речь Посполитая, которая к тому же располагалась на рубеже двух цивилизаций, относившихся к одной метацивилизации, а не трех, принадлежавших к двум метацивилизациям. Поэтому прямым преемником Византии Россия не является и не может являться в принципе, как бы этого кому-либо ни хотелось. Следует говорить лишь о косвенной, частичной и ограниченной преемственности России по отношению к Византии. Если речь идет о геополитике, то здесь данная преемственность заметна в тех областях, которые сопредельны для обеих держав и выступали или все еще выступают как их периферия, близкая и далекая. Это прежде всего Кавказ и Причерноморье, но в целом следует иметь в виду всю Переднюю Азию от Синайского полуострова до побережья Каспия.
В то же время подлинными историческими, геополитическими и просто функциональными преемниками Византии, последовательно сменявшими друг друга, являются Османская империя и современная Турция. Анкара в последние годы развернула знамена неоосманизма, но теряет свои военные самолеты из-за профессиональных действий системы ПВО Сирии – страны, лежащей в сфере как византийского, так и османского наследства и выступающей объектом завуалированной экспансии современной Турции.
Тем не менее значение Византии и византизма для России чрезвычайно велико. Византизм как политическая и религиозно-культурная практика, образец для подражания и державно-государственная идея утвердился в Московской Руси в середине ХV столетия и сошел на нет в этом качестве лишь ко временам Петра I. Как таковой он был своего рода предшественником и праформой «европейской идеи», которой руководствовалась верховная власть страны с конца XVII века и до октября 1917 года. Но мощное влияние византизма сказывалось на всем протяжении «европейского», или же «петербургского» периода русской истории и продолжает, хотя и в существенно ослабленном виде, сказываться сейчас. Византизм в той или иной степени вдохновлял консервативную мысль императорской России, сильнейшим образом воздействовал на ее внешнеполитические ориентиры, выразившись, в частности, в стремлении русского престола получить твердые позиции на Балканах и прибрать к рукам Константинополь с Проливами. Сплав византизма с либеральными идеями, в частности, славянофильского толка породил такое явление, как панславизм.