Николай Чюрлёнис. Молния. 1909
Социогуманитарная революция требует политической воли, которой явно не достает властным элитам России. Такая революция предполагает создание новых культурных, социальных и политических реальностей, находящихся за пределами существующих тенденций.
9
То есть либо Россия перейдет к программам внесемейного воспроизводства и выращивания населения, либо исчезнет в той форме, в которой мы воспринимаем ее именно как Россию. Следует различать актуально существующую Россию и потенциальную Пост-Россию. Трансформация России в Пост-Россию случится при превращении государствообразующего этноса – русских – в меньшинство. В этом случае из государства как формы организации русского народа Россия превратится в иной тип государства – организатора миграционного антропопотока. Исчезнет культура в привычном для нас смысле, останется лишь гигантская «производственная ячейка», которую уже невозможно будет назвать собственно русской. При этом направленность антропопотока будет определяться не Россией.
Внесемейное воспроизводство населения требует разработки педагогических технологий не менее совершенных, чем традиционное воспитание. Такая разработка – сугубо интеллектуальный процесс, не требующий вложений в дорогостоящую технику. Вложения потребуются потом – для реализации проекта.
Период, в течение которого действует проект, должен быть достаточным для формирования двух поколений, то есть составлять примерно 40 лет. На протяжении всего этого периода потребуется непрекращающийся экономический рост, обеспечивающий стремительно увеличивающееся население, что возможно лишь при условии политической стабильности и преемственности. А это, в свою очередь, ставит задачу разработки и реализации проекта длительного развития, включающего в себя и запланированные неизбежные трансформации режима. Для решения такой сложнейшей задачи нужна элита особого типа.
10
Что же это за элита, которая сможет управлять СГУ-обществом? В первую очередь ей должно быть свойственно понимание неизбежности искажения первоначальных замыслов и владение технологиями преодоления подобных искажений. А потому такой элите должна быть присуща способность к гибкой смене ключевых идеологических нормативов.
Каждое новое поколение стремится создать свой собственный мир и, следовательно, отвергает старый. Достаточно посмотреть на историю разрушения СССР, чтобы увидеть смену основополагающих ценностей у наиболее активной части молодежи. Аналогичный процесс относительно недавно в совершенно мирное время на фоне растущего благосостояния и институционально усложняющейся защиты прав человека шел и на Западе. Достаточно вспомнить попытки молодежной революции 1968 года и последующие террористические движения в Германии (RAF) и Италии (BR).
Управляющая элита СГУ и особенно периода его формирования должна научиться вовремя артикулировать новые идеологемы, превращать катастрофический фактор изменения идеологического вектора в фактор интенсивного развития. Быть не рабами идеологем, а их создателями и господами.
То, что является экстремистской идеологией сегодня, станет идеологическим нормативом завтра. Чтобы управлять подобной сменой идеологических карт, элите неизбежно надлежит превратиться в метаэлиту, не руководствующуюся идеологическими нормативами, а эффективно их создающую. Это не значит, что динамичные идеологемы должны обслуживать низменные интересы – сами такие интересы уже представляют собой стабильный норматив. Напротив, идеологемы должны порождаться из более высоких – надстроенных над идеологическим полем – инстанций сознания.