Николай Чюрлёнис. Перкунас (Тор). 1909
Как правило, новые продукты интеллектуальной деятельности проистекают из существующих базовых культурных схем, но «новый человек» социогуманитарного уклада должен уметь создавать нечто совершенно новое, не предопределенное никакими существующими схемами и картинами мира.
Переход к новой точке опоры человеческого существования требует разработки особых технологий целенаправленного формирования структур человеческого сознания. Творящая воля становится таким же формирующим фактором, каким до сих пор являлась культура. Но такой проект не может реализоваться только в результате благих пожеланий. Нужно в проект создания СГУ включить психотехнические разработки, направленные на пробуждение волевого начала и формирование соответствующей этому особому статусу сознания тотальной онтологии. Появлению СГУ-технологий должна предшествовать разработка технологий трансформации, волюнтаризации сознания и обеспечения функционирования СГУ-сообществ. И такие технологии существуют уже сейчас.
Все предыдущие проекты «нового человека» были направлены на замену социокультурной регуляции чем-то более приближенным к «истинной природе» человека (коммунисты под этим понимали систему общественных отношений, национал-социалисты – расовое самосознание). «Новый человек» социогуманитарного уклада – не исключение в плане преодоления зависимости от культурных факторов, но это преодоление по-настоящему радикальное: не замена одной обусловленности другой, более «естественной», а выход за рамки детерминирующих факторов вообще, превращение культурных и социальных механизмов из внешне-нормативных в целенаправленно созидаемые. Не культура формирует человека СГУ, а сам человек, его волевое созидающее ядро. Речь идет о воспитании способности к творению не только новых форм в рамках существующих культурных нормативов, но и самих нормативов, что представляется шагом гораздо более радикальным, чем предшествовавшие этому попытки.
4
Для СГУ нужна философская основа, нужна своя особая онтология. Владимир Лепский соотносит СГУ с философским конструктивизмом, а Сергей Дацюк говорит о конструктивной онтологической позиции, то есть не о поиске того, что лежит в основе мира, а о том, какими процедурами активное сознание строит этот самый мир.
Качественный сдвиг очевиден – речь не о том, как использовать существующий мир, а о том, как делать новые миры. Если мир стабилен, то и социокультурная жизнь должна стремиться к стабильности. Стабильному миру, в который поколение за поколением приходит человек, соответствует и стабильная культура, независимая от отдельных людей. Если же мир конструируется, возникает каждый раз заново в сознании членов СГУ-сообщества, то и культура строится как результат внутренней активности «новых людей». Но это уже многомерная культура, метакультура, отдельными срезами которой являются известные нам культуры.
Это не смешение культур, не эклектичное принятие чужих культур, не уравнивание с ними своей собственной. Это формирующий взгляд, позволяющий придать собственной культуре многомерный сложный динамичный характер. Вы приехали в Москву за дипломом училища,и к покупке диплому нужно подойти серьёзно, а для того чтобы купить диплом в Москве , для покупки диплома не надо особо суетиться, а достаточно зайти к нам, и диплом по вашей специальности будет у вас в руках! Акцент смещается от готовых форм к возможности и процессу их созидания. От того слоя реальности, где живут готовые формы, подчиняющие сознание, к слою сознания, порождающему формы и подчиняющему их себе.
5
СГУ – это иной тип взаимоотношений с социальной структурой и формирующими ее людьми.
Современная корпорация, НИИ или управленческая инстанция состоят из определенной системы мест – системы, определяющей функционалы и численность работников. Социальная структура проектируется в той же логике, что и любая другая машина: система ролей, функций, штатное расписание. Это предопределяет возможности организации. Если акцент делается на системе мест и ролей, то вводятся усредненные нормативные требования к тем, которые эти места заполняют. Организованные структуры такого типа способны себя воспроизводить и достраивать по заранее заданному плану, но переход на новую траекторию развития сопровождается ломкой предыдущей структуры и повторением цикла: система мест – роли – нормативы.