По его мысли, всю предыдущую историю человек был порабощен необходимостью подчинять свою жизнь поиску средств пропитания и обеспечения первичных жизненных потребностей. Между тем по своим родовым признакам человек – существо, способное к творчеству и самим своим развитием имеющее в качестве внутреннего стержня творчество, созидательный труд. Чтобы дать человеку возможность реализовать эту способность, нужно освободить его не только политически, но и экономически от порабощения – необходимости постоянно думать исключительно о собственном материальном обеспечении. Возникновение крупной машинной индустрии, современных уже Марксу производительных сил объективно такую возможность создает. Вопрос в адекватной организации общества и дальнейшего развития производства. То есть главная цель движения к коммунизму и ключевое содержание коммунизма – создание условий для свободного развития человека. Условий, при которых каждый был бы не обречен на повседневное добывание средств существования, а имел возможность развития собственного творческого потенциала, а труд из проклятия рабства становился бы способом самореализации личности. Идея уничтожения частной собственности на средства производства при всей своей важности имела не целевое, а инструментальное значение. И заключалась не в том, чтобы лишить всех собственности и сделать равными в небогатом достатке. А в том, чтобы устранить такое положение, когда есть люди, лишенные собственности на средства производства, попадающие в зависимость от других людей, ее монополизировавших, и вынужденные работать не столько на себя и на общество, сколько на них. И в том, чтобы всех наделить собственностью на средства производства, то есть каждому открыть доступ к свободному труду, отвечающему его склонностям.
Главная цель движения к коммунизму и ключевое содержание коммунизма – создание условий для свободного развития человека. Причем главное здесь вообще не то, как делить, а то, как производить, как сделать труд свободным. Вопрос в адекватной организации общества и дальнейшего развития производства.
Таким образом, главное здесь вообще не то, как делить, а то, как производить, как сделать труд свободным. При этом Маркс отлично понимал, что существовавшая крупная машинная индустрия создает возможности для такого положения дел, но еще его не обеспечивает. И сформулировал параметры, для подобного изменения необходимые, тогда еще не существовавшие, но возможные для достижения.
Во-первых, наука превращается в непосредственную производительную силу.
Во-вторых, в результате такой фундаментальной трансформации роли науки «общественные блага польются, как из рога изобилия».
В-третьих, человек выводится из непосредственного процесса производства и становится над ним как организатор и контролер.
То есть как условие собственно коммунизма Маркс сформулировал идею того, что через век с лишним назовут информационным обществом. Кстати, Дэниел Белл в своем «Грядущем постиндустриальном обществе» откровенно написал, что его концепция полностью основывается на идеях Маркса.
Отметившая в 2011 году свой полувековой юбилей третья Программа КПСС – «Программа строительства коммунизма» – определяла характерные черты этого общества:
- бесклассовый строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества;
- обеспечение всестороннего развития каждого человека;
- производительные силы основаны на приоритетном и опережающем развитии науки и техники;
- в этом высокоорганизованном обществе свободных тружеников утвердится полное общественное самоуправление;
- труд станет для всех первой жизненной потребностью;
- полностью будут реализованы способности каждого.
Хотя основой строительства коммунизма должно было стать создание материально-технической базы коммунизма, этот ориентир был лишь одним из трех условий создания такого общества. Другим условием называлось преобразование системы государственного управления в общественное самоуправление, предполагавшее активное вовлечение в этот процесс всех. Общественные функции, аналогичные привычным сегодняшним государственным функциям управления хозяйством и культурой, должны были утратить политический характер и перейти к органам самоуправления. Коммунистическое общество мыслилось как высокоорганизованное содружество людей труда. Третьим условием было формирование нового человека – высокообразованного, овладевшего богатством всей предшествующей культуры, относящегося к окружающим в соответствии с нормами братства, выше всего ценящего возможность творчества и увлеченного любимым трудом.
Может быть, в самой лаконичной и яркой форме суть коммунизма в свое время выразил Маяковский, сказавший: «Социализм – это свободный труд свободно собравшихся людей». Если в 2011 году свое пятидесятилетие отметила Программа строительства коммунизма, то в этом году исполняется полвека со времени выхода в свет основополагающего романа Стругацких «Полдень, XXII век» – пожалуй, самой яркой и реалистичной картины будущего. Авторов даже упрекали потом, что они лишь художественно расцветили образы, заложенные в партийную Программу. Хотя на само деле основная часть составляющих книгу новелл была написана и даже опубликована еще до принятия официального коммунистического документа. Просто и их книга, и третья Программа КПСС отражали те настроения, которые существовали в обществе. Настроения, которые заключались в восприятии не только идеального, но и того, что осознавалось реальным и возможным. Сами Стругацкие дали одно из наиболее четких определений сути коммунизма: общество, в котором люди свободны, увлечены свободно выбранным ими трудом и ни от чего не получают – и по сути своих устремлений не могут испытать – большей радости и наслаждения, чем от этого свободного труда.