По его мыс­ли, всю пре­ды­ду­щую ис­то­рию че­ло­век был по­ра­бо­щен не­об­хо­ди­мостью под­чи­нять свою жизнь по­ис­ку средств про­пи­та­ния и обес­пе­че­ния пер­вич­ных жиз­нен­ных пот­реб­нос­тей. Меж­ду тем по сво­им ро­до­вым приз­на­кам че­ло­век – су­ще­ст­во, спо­соб­ное к твор­че­ст­ву и са­мим сво­им раз­ви­ти­ем име­ю­щее в ка­че­ст­ве внут­рен­не­го стерж­ня твор­че­ст­во, со­зи­да­тель­ный труд. Что­бы дать че­ло­ве­ку воз­мож­ность ре­а­ли­зо­вать эту спо­соб­ность, нуж­но ос­во­бо­дить его не толь­ко по­ли­ти­чес­ки, но и эко­но­ми­чес­ки от по­ра­бо­ще­ния – не­об­хо­ди­мос­ти пос­то­ян­но ду­мать иск­лю­чи­тель­но о собствен­ном ма­те­ри­аль­ном обес­пе­че­нии. Воз­ник­но­ве­ние круп­ной ма­шин­ной ин­ду­ст­рии, сов­ре­мен­ных уже Марк­су про­из­во­ди­тель­ных сил объ­ек­тив­но та­кую воз­мож­ность соз­да­ет. Воп­рос в адек­ват­ной ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва и даль­ней­ше­го раз­ви­тия про­из­во­д­ства. То есть глав­ная цель дви­же­ния к ком­му­низ­му и клю­че­вое со­дер­жа­ние ком­му­низ­ма – соз­да­ние ус­ло­вий для сво­бод­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка. Ус­ло­вий, при ко­то­рых каж­дый был бы не об­ре­чен на пов­сед­нев­ное до­бы­ва­ние средств су­ще­ст­во­ва­ния, а имел воз­мож­ность раз­ви­тия собствен­но­го твор­чес­ко­го по­тен­ци­а­ла, а труд из прок­ля­тия рабства ста­но­вил­ся бы спо­со­бом са­мо­ре­а­ли­за­ции лич­нос­ти. Идея унич­то­же­ния част­ной собствен­нос­ти на сред­ства про­из­во­д­ства при всей сво­ей важ­нос­ти име­ла не це­ле­вое, а инстру­мен­таль­ное зна­че­ние. И зак­лю­ча­лась не в том, что­бы ли­шить всех собствен­нос­ти и сде­лать рав­ны­ми в не­бо­га­том дос­тат­ке. А в том, что­бы уст­ра­нить та­кое по­ло­же­ние, ког­да есть лю­ди, ли­шен­ные собствен­нос­ти на сред­ства про­из­во­д­ства, по­па­да­ю­щие в за­ви­си­мость от дру­гих лю­дей, ее мо­но­по­ли­зи­ро­вав­ших, и вы­нуж­ден­ные ра­бо­тать не столь­ко на се­бя и на об­ще­ст­во, сколь­ко на них. И в том, что­бы всех на­де­лить собствен­ностью на сред­ства про­из­во­д­ства, то есть каж­до­му отк­рыть дос­туп к сво­бод­но­му тру­ду, от­ве­ча­ю­ще­му его склон­нос­тям.

Главная цель движения к коммунизму и ключевое содержание коммунизма – создание условий для свободного развития человека. Причем главное здесь вообще не то, как делить, а то, как производить, как сделать труд свободным. Вопрос в адекватной организации общества и дальнейшего развития производства.

Та­ким об­ра­зом, глав­ное здесь во­об­ще не то, как де­лить, а то, как про­из­во­дить, как сде­лать труд сво­бод­ным. При этом Маркс от­лич­но по­ни­мал, что су­ще­ст­во­вав­шая круп­ная ма­шин­ная ин­ду­ст­рия соз­да­ет воз­мож­нос­ти для та­ко­го по­ло­же­ния дел, но еще его не обес­пе­чи­ва­ет. И сфор­му­ли­ро­вал па­ра­мет­ры, для по­доб­но­го из­ме­не­ния не­об­хо­ди­мые, тог­да еще не су­ще­ст­во­вав­шие, но воз­мож­ные для дос­ти­же­ния.

Во-пер­вых, на­у­ка прев­ра­ща­ет­ся в не­пос­ре­д­ствен­ную про­из­во­ди­тель­ную си­лу.

Во-вто­рых, в ре­зуль­та­те та­кой фун­да­мен­таль­ной транс­фор­ма­ции ро­ли на­у­ки «об­ще­ст­вен­ные бла­га поль­ют­ся, как из ро­га изо­би­лия».

В-треть­их, че­ло­век вы­во­дит­ся из не­пос­ре­д­ствен­но­го про­цес­са про­из­во­д­ства и ста­но­вит­ся над ним как ор­га­ни­за­тор и конт­ро­лер.

То есть как ус­ло­вие собствен­но ком­му­низ­ма Маркс сфор­му­ли­ро­вал идею то­го, что че­рез век с лиш­ним на­зо­вут ин­фор­ма­ци­он­ным об­ще­ст­вом. Кста­ти, Дэ­ни­ел Белл в сво­ем «Гря­ду­щем пос­тин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве» отк­ро­вен­но на­пи­сал, что его кон­цеп­ция пол­ностью ос­но­вы­ва­ет­ся на иде­ях Марк­са.

От­ме­тив­шая в 2011 го­ду свой по­лу­ве­ко­вой юби­лей третья Прог­рам­ма КПСС – «Прог­рам­ма стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма» – оп­ре­де­ля­ла ха­рак­тер­ные чер­ты это­го об­ще­ст­ва:

  • беск­лас­со­вый строй с еди­ной об­ще­на­род­ной собствен­ностью на сред­ства про­из­во­д­ства, пол­ным со­ци­аль­ным ра­ве­н­ством всех чле­нов об­ще­ст­ва;
  • обес­пе­че­ние всес­то­рон­не­го раз­ви­тия каж­до­го че­ло­ве­ка;
  • про­из­во­ди­тель­ные си­лы ос­но­ва­ны на при­о­ри­тет­ном и опе­ре­жа­ю­щем раз­ви­тии на­у­ки и тех­ни­ки;
  • в этом вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ном об­ще­ст­ве сво­бод­ных тру­же­ни­ков ут­вер­дит­ся пол­ное об­­щест­вен­ное са­мо­уп­рав­ле­ние;
  • труд ста­нет для всех пер­вой жиз­нен­ной пот­реб­ностью;
  • пол­ностью бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны спо­соб­нос­ти каж­до­го.

Хо­тя ос­но­вой стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма долж­но бы­ло стать соз­да­ние ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы ком­му­низ­ма, этот ори­ен­тир был лишь од­ним из трех ус­ло­вий соз­да­ния та­ко­го об­ще­ст­ва. Дру­гим ус­ло­ви­ем на­зы­ва­лось пре­об­ра­зо­ва­ние сис­те­мы го­су­да­р­ствен­но­го уп­рав­ле­ния в об­ще­ст­вен­ное са­мо­уп­рав­ле­ние, пред­по­ла­гав­шее ак­тив­ное вов­ле­че­ние в этот про­цесс всех. Об­ще­ст­вен­ные функ­ции, ана­ло­гич­ные при­выч­ным се­год­няш­ним го­су­да­р­ствен­ным функ­ци­ям уп­рав­ле­ния хо­зяй­ством и куль­ту­рой, долж­ны бы­ли ут­ра­тить по­ли­ти­чес­кий ха­рак­тер и пе­рей­ти к ор­га­нам са­мо­уп­рав­ле­ния. Ком­му­нис­ти­чес­кое об­ще­ст­во мыс­ли­лось как вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ное сод­ру­же­ст­во лю­дей тру­да. Треть­им ус­ло­ви­ем бы­ло фор­ми­ро­ва­ние но­во­го че­ло­ве­ка – вы­со­ко­об­ра­зо­ван­но­го, ов­ла­дев­ше­го бо­га­т­ством всей пред­ше­ст­ву­ю­щей куль­ту­ры, от­но­ся­ще­го­ся к ок­ру­жа­ю­щим в со­от­ве­т­ствии с нор­ма­ми брат­ства, вы­ше все­го це­ня­ще­го воз­мож­ность твор­че­ст­ва и ув­ле­чен­но­го лю­би­мым тру­дом.

Мо­жет быть, в са­мой ла­ко­нич­ной и яр­кой фор­ме суть ком­му­низ­ма в свое вре­мя вы­ра­зил Ма­я­ко­вс­кий, ска­зав­ший: «Со­ци­а­лизм – это сво­бод­ный труд сво­бод­но соб­рав­ших­ся лю­дей». Ес­ли в 2011 го­ду свое пя­ти­де­ся­ти­ле­тие от­ме­ти­ла Прог­рам­ма стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма, то в этом го­ду ис­пол­ня­ет­ся пол­ве­ка со вре­ме­ни вы­хо­да в свет ос­но­во­по­ла­га­ю­ще­го ро­ма­на Стру­гац­ких «Пол­день, XXII век» – по­жа­луй, са­мой яр­кой и ре­а­лис­тич­ной кар­ти­ны бу­ду­ще­го. Ав­то­ров да­же уп­ре­ка­ли по­том, что они лишь ху­до­же­ст­вен­но расц­ве­ти­ли об­ра­зы, за­ло­жен­ные в пар­тий­ную Прог­рам­му. Хо­тя на са­мо де­ле ос­нов­ная часть сос­тав­ля­ю­щих кни­гу но­велл бы­ла на­пи­са­на и да­же опуб­ли­ко­ва­на еще до при­ня­тия офи­ци­аль­но­го ком­му­нис­ти­чес­ко­го до­ку­мен­та. Прос­то и их кни­га, и третья Прог­рам­ма КПСС от­ра­жа­ли те наст­ро­е­ния, ко­то­рые су­ще­ст­во­ва­ли в об­ще­ст­ве. Наст­ро­е­ния, ко­то­рые зак­лю­ча­лись в восп­ри­я­тии не толь­ко иде­аль­но­го, но и то­го, что осоз­на­ва­лось ре­аль­ным и воз­мож­ным. Са­ми Стру­гац­кие да­ли од­но из на­и­бо­лее чет­ких оп­ре­де­ле­ний су­ти ком­му­низ­ма: об­ще­ст­во, в ко­то­ром лю­ди сво­бод­ны, ув­ле­че­ны сво­бод­но выб­ран­ным ими тру­дом и ни от че­го не по­лу­ча­ют – и по су­ти сво­их уст­рем­ле­ний не мо­гут ис­пы­тать – боль­шей ра­дос­ти и нас­лаж­де­ния, чем от это­го сво­бод­но­го тру­да.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS