Патриарх Коптской православной церкви Шенуда III (ум. 17 марта 2012)

Окраинами восточнохристианской цивилизации следует считать ареалы
распространения православия на Ближнем Востоке, в Северной Африке,
Северной Америке и некоторых других регионах. А также ареалы влияния
древних восточнохристианских Церквей в Эфиопии, Египте и на Ближнем Востоке.

«Осе­вы­ми» (по Ар­ноль­ду Тойн­би), или «стерж­не­вы­ми» (по Сэ­мю­э­лю Хан­ти­нг­то­ну) го­су­да­р­ства­ми, яд­ра­ми вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции в сов­ре­мен­ном ми­ре сле­ду­ет счи­тать Гре­цию, Рос­сию и Ук­ра­и­ну. Гре­цию – как не­пос­ре­д­ствен­ную нас­лед­ни­цу Ви­зан­тийс­кой им­пе­рии, как про­дол­жа­тель­ни­цу эл­ли­нс­кой куль­тур­ной тра­ди­ции, как очаг и сво­е­об­раз­ный эта­лон пра­вос­ла­вия. Рос­сию – как сим­во­ли­чес­кую пре­ем­ни­цу Ви­зан­тии и един­ствен­ное на про­тя­же­нии нес­коль­ких ве­ков не­за­ви­си­мое пра­вос­лав­ное го­су­да­р­ство, как един­ствен­ную стра­ну вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой тра­ди­ции, пре­тен­ду­ю­щую (пусть по­ка и без осо­бо­го ус­пе­ха) на ста­тус сверх­дер­жа­вы.. Ук­ра­и­ну – как центр на­и­бо­лее зна­чи­тель­ной ре­цеп­ции пра­вос­лав­но­го хрис­ти­а­н­ства в сред­не­ве­ко­вом ми­ре, как пря­мую нас­лед­ни­цу Древ­ней Ру­си, как ге­не­ра­то­ра цер­ков­ной и светс­кой мо­дер­ни­за­ции для все­го сла­вя­нс­ко­го ми­ра в XVII–XVIII ве­ках, как са­мую боль­шую в сов­ре­мен­ном ми­ре стра­ну по чис­лу пра­вос­лав­ных ве­ру­ю­щих с вы­со­кой ин­тен­сив­ностью ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни.

До се­ре­ди­ны XV ве­ка един­ствен­ным «осе­вым» го­су­да­р­ством, мет­ро­по­ли­ей пра­вос­лав­но­го ми­ра яв­ля­лась Ви­зан­тия. Ее па­де­ние в 1453 го­ду за­вер­ши­ло эпо­ху, ког­да пра­вос­лав­ный мир был мощ­ней­шим ге­не­ра­то­ром куль­тур­ных ин­но­ва­ций и ци­ви­ли­за­ци­он­ных им­пуль­сов для всей Ев­ро­пы в це­лом.

Рос­сия (Ве­ли­кое кня­же­ст­во Мос­ко­вс­кое, Мос­ко­вс­кое царство, Рос­сийс­кая им­пе­рия) не ста­ла пра­во­вым го­су­да­р­ством (го­су­да­р­ством пра­во­во­го по­ряд­ка) в том по­ни­ма­нии, в ко­то­ром та­ко­вым бы­ла Ви­зан­тия. Не ока­за­лась она в пол­ной ме­ре и нас­лед­ни­цей ви­зан­тийс­ко­го ду­хов­но-иде­о­ло­ги­чес­ко­го и ре­ли­ги­оз­но-мис­ти­чес­ко­го опы­та, сох­ра­нив­ше­го­ся в рос­сийс­ких ус­ло­ви­ях лишь в усе­чен­ном ви­де – в мо­на­шес­кой ас­ке­ти­чес­кой тра­ди­ции. Сре­ди предс­та­ви­те­лей этой тра­ди­ции – нес­тя­жа­те­ли, пре­по­доб­ные Нил Сорс­кий и Па­и­сий Ве­лич­ко­вс­кий, ино­ки Оп­ти­ной пус­ты­ни и Афо­на. Сю­да же мож­но от­нес­ти фи­ло­со­фс­кие ис­ка­ния ран­них сла­вя­но­фи­лов. Симп­то­ма­тич­но, кста­ти, что да­же те­ма иси­ха­с­тских спо­ров, ак­ту­аль­ная в Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XIV ве­ка, в Рос­сии ста­ла пред­ме­том за­ин­те­ре­со­ван­нос­ти лишь на ру­бе­же XX и XXI ве­ков.

Как бы это ни ка­за­лось па­ра­док­саль­ным, но в не­ко­то­ром от­но­ше­нии те же Со­е­ди­нен­ные Шта­ты, счи­та­ю­щи­е­ся квин­тэс­сен­ци­ей За­па­да, с их при­вер­жен­ностью римс­кос­ти и римс­ко­му нас­ле­дию име­ют боль­ше ос­но­ва­ний счи­тать­ся рет­ра­нс­ля­то­ра­ми ви­зан­тийс­кой куль­ту­ры, чем Рос­сия, Гре­ция и иные ци­ви­ли­за­ци­он­но близ­кие им стра­ны.

С точ­ки зре­ния ци­ви­ли­за­ци­он­но­го де­ле­ния, За­пад­ной Ев­ро­пой сле­ду­ет име­но­вать ро­ма­но-гер­ма­нс­кие и анг­ло­сак­со­нс­кие стра­ны, для ко­то­рых ис­то­ри­чес­ки­ми ре­ли­ги­я­ми яв­ля­ют­ся ка­то­ли­че­ст­во и про­тес­тан­тизм. (К этой же общ­нос­ти умест­но так­же при­чис­лить Фин­лян­дию, но не­у­ме­ст­но – чле­нов Ев­ро­со­ю­за Гре­цию и Кипр.) Цент­раль­ную Ев­ро­пу в та­ком слу­чае сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как ци­ви­ли­за­ци­он­ную ок­ра­и­ну За­пад­ной Ев­ро­пы. В нее вхо­дят стра­ны за­пад­нох­рис­ти­а­нс­ко­го аре­а­ла, ко­то­рые не при­над­ле­жат к семь­ям ро­ма­но-гер­ма­нс­ких и анг­ло­сак­со­нс­ких на­ро­дов. Сре­ди них Поль­ша, Че­хия, Сло­ва­кия, Венг­рия, Сло­ве­ния, Хор­ва­тия, а так­же Эс­то­ния, Лат­вия и Лит­ва (отк­ры­тым ос­та­ет­ся воп­рос о при­над­леж­нос­ти к цент­раль­но­ев­ро­пейс­ко­му аре­а­лу пре­и­му­ще­ст­вен­но ис­ла­мс­ких Ал­ба­нии и Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны). Та­ким об­ра­зом, Вос­точ­ная Ев­ро­па в сов­ре­мен­ном ак­ту­аль­ном по­ни­ма­нии – это не со­ци­а­лис­ти­чес­кая Ев­ро­па Вар­ша­вс­ко­го до­го­во­ра, а Ев­ро­па вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой тра­ди­ции – куль­тур­ная нас­лед­ни­ца Ви­зан­тии и «Ви­зан­тийс­ко­го сод­ру­же­ст­ва на­ций».

Рос­сия: стра­на-ци­ви­ли­за­ция или часть
вос­точ­нох­рис­ти­а­нс­кой ци­ви­ли­за­ции?

Воп­рос о ци­ви­ли­за­ци­он­ной при­ро­де и при­над­леж­нос­ти Рос­сии мо­жет счи­тать­ся еще од­ним веч­ным рус­ским воп­ро­сом – на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми «кто ви­но­ват?», «что де­лать?» и мно­го­ве­ко­вым спо­ром сла­вя­но­фи­лов и за­пад­ни­ков.

По­иск от­ве­та на не­го ве­дет­ся, как пра­ви­ло, пу­тем уточ­не­ния ко­ор­ди­нат Рос­сии – и на ге­ог­ра­фи­чес­кой кар­те ми­ра, и в ми­ро­вой ис­то­рии. Рос­сия – часть За­па­да (За­пад­ной Ев­ро­пы)? Часть Азии? Ме­ха­ни­чес­кое со­е­ди­не­ние Ев­ро­пы с Ази­ей? Твор­чес­кий син­тез Ев­ро­пы и Азии? Неч­то третье, не име­ю­щее пря­мо­го от­но­ше­ния ни к Ев­ро­пе, ни к Азии?

Ци­ви­ли­за­ция – это преж­де все­го общ­ность на ос­но­ве уни­вер­саль­ной кар­ти­ны бы­тия, иден­тич­ных или по­хо­жих предс­тав­ле­ний о че­ло­ве­ке, Бо­ге, ми­ре, веч­нос­ти. И лишь по­том – куль­тур­ный или хо­зяй­ствен­ный фе­но­мен, спо­соб кон­со­ли­да­ции и са­мо­сох­ра­не­ния боль­ших со­ци­аль­ных групп.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS