Почему у России нет альтернативы православному социализму
Николай Сомин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №3, август 2012, стр. 104
Николай Владимирович Сомин – кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем информатики РАН, бакалавр богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Сначала об очевидном. Ни для кого не секрет, что ныне Россия находится в крайне тяжелом состоянии, просто на грани небытия. Развал экономики, несправедливость социальной структуры, упадок культуры, бытовой разврат, кризис национальной жизни, провал демографии – все это хорошо известно. И причина этого тоже очевидна: несвойственный русской цивилизации социальный строй – капитализм. Попросту говоря, мы гибнем от рынка, делающего из русского человека эгоиста и морального урода.
Капитализм был навязан России Западом – нашим всегдашним, наиболее злым и сильным противником. Именно провоцируемый капиталистическим рынком примат личной выгоды перед общими интересами разрушает глубинные основы русской жизни и делает нашу страну беззащитной перед западной экспансией. И выскочить из этого капкана, оставаясь в рамках капитализма, шансов нет. Поэтому, чтобы выжить, Россия должна отбросить губящий ее социальный строй, выработать и реализовать иной образ социального бытия. Какой?
Прежде всего опирающийся на традицию, на многовековую историю русской цивилизации. История дается народу не для того, чтобы топтать ее ногами, а для уяснения, как народ может успешно продолжать свое историческое шествие. И наша история показывает, что наиболее успешные ее периоды были связаны не с развитием рынка, а с утверждением идеи служения (Богу, царю, Отечеству, народу, общине), которая требует иной – нерыночной – модели экономики. Таких ориентиров мы придерживались в периоды Московского царства (XVI–XVII века) и советского социализма (XX век). В то же время эпохи, когда Россия втягивалась в рыночную стихию (вторая половина XIX века и весь пока еще непродолжительный XXI век), приводили к довольно быстрой потере хозяйственной независимости (а ныне – фактически и государственной независимости).
Необходимо, чтобы чаемый социальный строй был морально выше навязываемого нам капитализма. Только высокое целеполагание общества может обеспечить ему победу. Раньше мы всегда это понимали, и недаром наши предки называли себя Святой Русью, то есть обозначали самую высокую планку, какую только может поставить перед собой народ как целое. Сейчас же, в результате нашей общенациональной деградации, эта мысль забывается. И вообще нравственная составляющая социального устроения практически забыта. Польза, прибыль, нажива – стимулы, ранее всегда у русского человека вызывавшие подозрительность и даже презрение, стали теперь легитимными и безусловными константами нашей жизни. Но нравственность отменить нельзя. Это в полной мере относится и к экономическому укладу. Наши русские философы прекрасно понимали, что экономика – не просто механизм удовлетворения материальных потребностей, а поле борьбы добра со злом. Например, Николай Бердяев считал, что «экономика насквозь духовна», а о. Сергий Булгаков называл экономику «прикладной нравственностью». В таком же ключе высказывался и Владимир Соловьев, по мнению которого, экономика является лишь «поприщем для применения единого нравственного закона». Словом, будущее России связано с нравственно более высоким экономическим строем, чем капитализм.
Наконец, в национально-государственную идеологию должна быть введена религиозная составляющая. В случае России – православие, поскольку именно оно исторически явилось государственно-образующей религией России. И неудивительно, что по данным социологических опросов более 70 процентов населения России считают себя православными. Но дело не только в этом. Православие – подтвержденная веками, проверенная истина, и потому следование ей является обязанностью честного и нравственного человека. Православие говорит со всей определенностью, что культ мамоны (языческого бога богатства) несовместим с верой в Бога. «Не можете служить Богу и мамоне», – восклицает Спаситель (Мф. 6: 24). Но именно на это – на служение деньгам, наживе, прибыли, в общем, мамоне – толкает нас рыночная экономика. Разумеется, не все этому нажиму поддаются, но таковые оказываются идущими против течения и потому подвержены опасности быть выброшенными из социума. Большинство же выбирает мейнстрим, а вместе с ним и культ мамоны. Отсюда и неизбежный вывод, что капитализм – социальный строй, удаляющий человека от Бога. О том же говорит и история человечества, в которой наступление капитализма как правило было связано с упадком веры и маргинализацией религии.