История дается народу не для того, чтобы топтать ее ногами, а для
уяснения, как народ может успешно продолжать свое историческое
шествие.
Православный социализм – теоретические основания
и практические конструкты
Что такое православный социализм? Если сказать одной фразой, то это социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, тут требуются разъяснения.
Под социалистической экономикой подразумевается экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства. Причем, следует сказать точнее – государственной собственности. Частный сектор, как и сектор кооперативно-общинной собственности, остаются, но они не играют первостепенной роли. Локомотивом социалистической экономики являются государственные предприятия, работающие по единому государственному плану. Прообразом такой экономики служит экономика советского периода, а точнее – сталинской эпохи 30–50-х годов минувшего века.
Однако православный социализм кардинально отличается от советского социализма совершенно другой идеологией – православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая (в указанном выше смысле) экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо более близкой идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика.
Другое важное положение православной идеологии – православное государство, с одной стороны, владеющее мощным комплексом государственных предприятий, а с другой – признающее авторитет Православной церкви и сотрудничающее с ней в государственных делах. Тем самым Православная церковь получает статус выделенный, государственный. Разумеется, Церковь в текущих делах управления не участвует, но она определяет общий курс и влияет на наиважнейшие, судьбоносные для России решения. В смысле политического устройства не только допустима, но даже желательна православная монархия.
Такова в самых общих чертах социальная конструкция православного социализма. Конечно, это только общая схема, которая порождает массу вопросов.
Русский социализм не может не быть православным
Совместим ли социализм с православием? Зачастую (особенно среди православных ортодоксов) высказывается мнение, что социализм абсолютно несовместим с православием, что такое совмещение – абсурд, «круглый квадрат», потому оно и не может быть реализовано в жизни. Да, православие и социализм – сущности разнородные, они указывают на разные стороны бытия. И именно поэтому они в принципе могут быть совместимыми друг с другом. Несовместимы православие и ислам, несовместимы социализм и капитализм, поскольку это идеи, занимающие одну и ту же нишу и конкурирующие между собой. А вот православие и социализм в принципе вполне совместимы.
Почему социализм ближе к христианству, чем рынок? Но, может быть, именно капитализм куда лучше совместим с православием? Нет, это не так. И в подтверждение можно привести множество богословских аргументов. Приведем из них лишь один. Православие предполагает личный аскетизм – обилие вещей, большое богатство пленяют душу, отвращая ее от Бога. Но как аскетам организовать свое государство? Оно ведь должно быть по необходимости сильным, по крайней мере, в хозяйственно-техническом отношении, поскольку должно обороняться от внешних врагов. Капитализм развивает технологии, но он совершенно противопоказан идее аскетизма. Там наоборот – бесконечное производство все новых и новых товаров и их навязывание для потребления. А вот православный социализм, базирующийся на государственной промышленности, вполне позволяет совместить эти идеи: личный аскетизм отнюдь не противоположен государственной мощи.
Достигается ли тут социальная справедливость? Сначала заметим, что в либеральной экономике осуществить социальную справедливость невозможно, ибо цель такой экономики иная – максимизация личной прибыли. Происходящие там процессы выравнивания доходов – подачки, чтобы население не слишком возмущалось. Да и делаются они за счет ограбления других стран, не входящих в «золотой миллиард». В рамках же православного социализма установление справедливости вполне возможно. Конечно, сама по себе государственная собственность справедливости не гарантирует – для этого нужно, чтобы государство объявило социальную справедливость своим главным приоритетом. Таким и должно быть православное государство. Разумеется, это произойдет лишь в том случае, если наши богословы наконец-то признают установление справедливости богоугодным делом.
Какова мотивация труда в православном социализме? Православный социализм не отрицает необходимости материального обеспечения жизни человека. Но все же религиозная мотивация главенствует. Работать ради Бога, ради любви к ближнему, ради спасения в вечности – вот мотивы, как представляется, наиболее сильные для верующего человека. В то же время мотив наживы, стяжания как можно большего богатства православный социализм не приемлет. И именно в этом – в мотивации труда – можно усмотреть его основное моральное преимущество перед рыночной экономикой.
Почему такой строй сможет противостоять западной экспансии? Потому что он ближе к Божьим заповедям, чем строй наших противников, и, следовательно, угоден Создателю. Потому что он предполагает возрождение России на основе деятельного труда, направляемого нравственно высокой мотивацией. Потому что народ наш из нынешнего разобщенного и развращенного населения с помощью такого строя получит шанс превратиться в единый социальный организм, исповедующий высокие христианские ценности. Наша русская история эту уверенность подтверждает. Советский социализм, даже имея атеистическую идеологию и крайне несовершенную мотивацию труда, 70 лет успешно противостоял превосходящим силам Запада, победил в страшной войне с гитлеризмом и построил великое государство. Имея более совершенную – истинную – идеологию, наш народ тем более сможет выстоять на этом новом витке противостояния. И более того, в православном социализме он обретет способ достижения своей заветной цели – создания праведного общества. Россия дважды с разных сторон пыталась реализовать эту задачу – сначала христианским проектом «Третий Рим», а затем советским проектом. Достигнуть синтеза не удалось – оба проекта оказались лишь частичными подступами к православному социализму. Но история еще не кончилась, и Бог ждет от нас исполнения этой Русской идеи.
Перечисленные вопросы, разумеется, далеко не все, которые можно задать. Можно, например, возразить: «Ну, а где же частная инициатива, чувство хозяина – ведь всего этого социализм не дает? Где свобода? Не старый ли это тоталитаризм, только в новой идеологической упаковке? Не утопия ли все это?» Что ж, и эти вопросы имеют право быть поставленными. Но для ответа на них нужно погрузиться в практическое построение православного социализма.