Од­на­ко го­то­во­го и по­нят­но­го для все­го об­ще­ст­ва со­ци­аль­но­го иде­а­ла здесь не бы­ло, по­э­то­му при­хо­ди­лось его соз­да­вать. Это про­ис­хо­ди­ло иск­лю­чи­тель­но в элит­ных кру­гах. Бу­ду­щее в та­ком иде­а­ле изоб­ра­жа­лось как не­кое пре­дель­но спра­вед­ли­вое и со­вер­шен­ное об­ще­ст­во. Лю­ди же в ос­нов­ной сво­ей мас­се ос­та­ва­лись но­си­те­ля­ми весь­ма смут­ных предс­тав­ле­ний о предс­то­яв­шем бу­ду­щем. В си­лу это­го они не мог­ли ос­мыс­лен­но и конструк­тив­но участ­во­вать в ре­а­ли­за­ции пред­ла­гав­ше­го­ся им по­ли­ти­чес­кой эли­той то­го или ино­го со­ци­аль­но­го про­ек­та. По­то­му про­цесс фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­но­го бу­ду­ще­го в рос­сийс­ком об­ще­ст­ве, как пра­ви­ло, но­сил и про­дол­жа­ет но­сить слож­ный и нап­ря­жен­ный ха­рак­тер.

Те­че­ние со­ци­аль­но­го вре­ме­ни по-раз­но­му восп­ри­ни­ма­лось в аб­ха­зс­кой и рус­ской куль­ту­рах, по-раз­но­му про­ис­хо­ди­ло в них фор­ми­ро­ва­ние со­ци­аль­но­го бу­ду­ще­го. Од­на­ко это раз­ли­чие не по­ме­ша­ло про­цес­су ин­тег­ра­ции. В хо­де это­го про­цес­са аб­ха­зс­кая куль­ту­ра по су­ще­ст­ву пе­реш­ла на но­вую (рус­скую) схе­му со­ци­аль­ной конструк­ции. Но этот пе­ре­ход дол­го не осоз­на­вал­ся, и бу­ду­щее по-преж­не­му не предс­тав­ля­ло для аб­ха­зс­кой куль­ту­ры ка­кой-ли­бо проб­ле­мы. Бу­ду­щее Аб­ха­зии мыс­ли­лось ее на­ро­дом в кон­те­кс­те об­ще­рос­сийс­ко­го куль­тур­но-ци­ви­ли­за­ци­он­но­го прост­ра­н­ства.

Лишь на ру­бе­же XX-XXI ве­ков, в свя­зи с рас­па­дом СССР, проб­ле­ма бу­ду­ще­го вста­ла во весь свой рост и пе­ред Аб­ха­зи­ей. Но тог­да, в кон­це прош­ло­го сто­ле­тия, сколь­ко-ни­будь ра­ци­о­на­ли­зи­ро­вать свои предс­тав­ле­ния о бу­ду­щем Аб­ха­зии нам не уда­лось. По­ме­ша­ла вой­на, а так­же ее пос­ле­д­ствия (меж­ду­на­род­ная изо­ля­ция и др.), ког­да нам при­хо­ди­лось вы­жи­вать и действо­вать по схе­ме «здесь» и «сей­час». О про­ек­ти­ро­ва­нии со­ци­аль­но­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва тог­да и ре­чи не мог­ло быть. Бу­ду­щее в тех ус­ло­ви­ях осоз­на­ва­лось в об­ще­ст­ве че­рез об­ра­зо­ва­ние не­за­ви­си­мо­го го­су­да­р­ства. Са­ма не­за­ви­си­мость по­ни­ма­лась до­воль­но уз­ко – иск­лю­чи­тель­но как по­ли­ти­чес­кая не­за­ви­си­мость от Гру­зии. Лю­ди стре­ми­лись к по­ли­ти­чес­кой не­за­ви­си­мос­ти, но ма­ло за­ду­мы­ва­лись над тем, как ее ис­поль­зо­вать. Бо­лее то­го, идея не­за­ви­си­мос­ти, выст­ра­дан­ная людь­ми столь до­ро­гой це­ной, восп­ри­ни­ма­лась ими как са­мо­дов­ле­ю­щая цель. По­то­му приз­на­ние не­за­ви­си­мос­ти Аб­ха­зии бы­ло восп­ри­ня­то об­ще­ст­вен­ным соз­на­ни­ем как дос­ти­же­ние не­кой за­вет­ной меч­ты (ко­неч­ной це­ли). Это выз­ва­ло не­ко­то­рое за­ме­ша­тель­ство в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии: лю­ди вдруг ока­за­лись в неп­ри­выч­ной си­ту­а­ции, в си­ту­а­ции как бы без бу­ду­ще­го.

Толь­ко сей­час, пос­ле приз­на­ния не­за­ви­си­мос­ти и обес­пе­че­ния га­ран­ти­ро­ван­ной бе­зо­пас­нос­ти от внеш­них уг­роз, об­ще­ст­вен­ное соз­на­ние ста­ло ос­во­бож­дать­ся от по­ли­ти­зи­ро­ван­ных предс­тав­ле­ний о бу­ду­щем и кон­це­нт­ри­ро­вать­ся на ре­ше­нии за­дач внут­ри­со­ци­аль­но­го обуст­рой­ства. Ис­то­ки та­кой транс­фор­ма­ции об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния нет­руд­но по­нять: лю­ди, пе­ре­жив­шие вой­ну и пос­ле­во­ен­ную раз­ру­ху, хо­тят вос­ста­но­вить со­ци­аль­ный по­ря­док, до­бить­ся по­ли­ти­чес­кой ста­биль­нос­ти в об­ще­ст­ве и улуч­шить ка­че­ст­во сво­ей жиз­ни. Они хо­тят жить луч­ше, но не зна­ют, как это сде­лать. Их же­ла­ние жить луч­ше – это ог­ром­ный со­ци­аль­ный по­тен­ци­ал, ко­то­рый мо­жет стать как со­зи­да­тель­ной, так и раз­ру­ши­тель­ной си­лой. Бла­го у нас те­перь есть своя го­су­да­р­ствен­ность, ко­то­рая мо­жет и долж­на не до­пус­тить прев­ра­ще­ния это­го по­тен­ци­а­ла в раз­ру­ши­тель­ную сти­хию. Си­ту­а­ция, воз­ник­шая пос­ле приз­на­ния, су­ще­ст­вен­но пов­ли­я­ла и на по­ни­ма­ние са­мой идеи аб­ха­зс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти: лю­ди на­чи­на­ют осоз­на­вать, что по­ли­ти­чес­кая не­за­ви­си­мость – это не толь­ко сред­ство про­ти­вос­то­я­ния гру­зи­нс­ким вы­зо­вам, но и мощ­ный инстру­мент для дос­ти­же­ния бо­лее вы­со­кой и зна­чи­мой це­ли! Они на­чи­на­ют все боль­шее вни­ма­ние уде­лять вы­пол­не­нию го­су­да­р­ством сво­их со­ци­аль­ных (ор­га­ни­зу­ю­щей, уп­рав­ля­ю­щей, конт­ро­ли­ру­ю­щей, ре­гу­ли­ру­ю­щей и др.) функ­ций.

В этом кон­те­кс­те, в кон­те­кс­те на­чав­ше­го­ся пос­ле приз­на­ния вос­ста­но­ви­тель­но­го про­цес­са, и воз­ник­ла ост­рая на­доб­ность в со­ци­аль­ном про­ек­ти­ро­ва­нии, нап­рав­лен­ном на фор­ми­ро­ва­ние бу­ду­ще­го Аб­ха­зии. Ре­ше­ние этой от­нюдь не прос­той за­да­чи тре­бу­ет вы­пол­не­ния ря­да ус­ло­вий, клю­че­вым из ко­то­рых яв­ля­ет­ся мо­де­ли­ро­ва­ние са­мо­го со­ци­аль­но­го бу­ду­ще­го. Что­бы фор­ми­ро­вать со­ци­аль­ное бу­ду­щее, его мыс­лен­ный об­раз дол­жен быть в соз­на­нии действу­ю­ще­го кол­лек­тив­но­го со­ци­аль­но­го субъ­ек­та (КСС).

Это оз­на­ча­ет, что уже се­год­ня мы долж­ны по­ни­мать, в ка­ком об­ще­ст­ве хо­те­ли бы жить в бу­ду­щем. Ина­че го­во­ря, нам важ­но знать, кто мы есть на са­мом де­ле и кем хо­те­ли бы стать в бу­ду­щем. Од­ним толь­ко по­ли­ти­чес­ким са­мо­оп­ре­де­ле­ни­ем вряд ли воз­мож­но от­ве­тить на этот воп­рос. Здесь тре­бу­ет­ся так же куль­тур­но-ци­ви­ли­за­ци­он­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние.

{div width:300|height:170|float:left}{module Запад}{/div}Оче­вид­но, что без зри­мых предс­тав­ле­ний о бу­ду­щем осоз­нан­но фор­ми­ро­вать его не­воз­мож­но. Ана­лиз и оцен­ка те­ку­щих со­ци­аль­ных ре­а­лий пред­по­ла­га­ют учет то­го иде­а­ла (це­ли), к ко­то­ро­му об­ще­ст­во стре­мит­ся. Бу­ду­щее, та­ким об­ра­зом, вли­я­ет на нас­то­я­щее и во мно­гом оп­ре­де­ля­ет то, что де­ла­ют лю­ди в сво­ей пов­сед­нев­ной жиз­ни. На те­ку­щие со­ци­аль­ные ре­а­лии вли­я­ет не толь­ко прош­лое, но и бу­ду­щее. При­выч­ный при­чин­но-след­ствен­ный (де­тер­ми­ни­с­тский) под­ход к со­ци­аль­ной прак­ти­ке не раск­ры­ва­ет всей ее слож­нос­ти. Связь меж­ду прош­лым, нас­то­я­щим и бу­ду­щим не од­но­ли­ней­ная, а мно­гос­то­рон­няя; бу­ду­щее, еще не сос­то­яв­ше­еся, здесь мо­жет ока­зать вли­я­ние и на нас­то­я­щее, и да­же на восп­ри­я­тие уже про­шед­ше­го. Бу­ду­щее та­ким об­ра­зом пред­ва­ря­ет на­ча­ло про­цес­са со­ци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, осу­ще­с­твля­е­мых ре­аль­но действу­ю­щим КСС.

Как вид­но, со­ци­аль­ное бу­ду­щее иг­ра­ет клю­че­вую роль в со­ци­аль­ном про­ек­ти­ро­ва­нии. Но мо­жет ли оно иг­рать та­кую роль, ког­да в на­шем соз­на­нии уже име­ют­ся дос­та­точ­но оп­ре­де­лен­ные и зна­чи­мые с точ­ки зре­ния те­ку­щих ре­а­лий предс­тав­ле­ния о нем? В этой свя­зи важ­но знать, что мы по­ни­ма­ем под оп­ре­де­ле­ни­ем «со­ци­аль­ное бу­ду­щее»?
@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS