Основное отличие потоков привлеченной иностранной рабочей силы между Россией и другими странами региона состоит не только в объемах, но и составе  трудовых мигрантов по гражданству. Доля законных трудовых мигрантов из других стран СНГ в последние годы в России достигала 75%, в Белоруссии – около 40%, на Украине – 30% и в Молдавии – примерно 20%. В Казахстане, Таджикистане и Азербайджане доля мигрантов из СНГ не превышала 10-12%. Среди привлеченной иностранной рабочей силы из дальнего зарубежья в странах СНГ преобладают граждане Китая, Турции, Вьетнама. С учетом выданных патентов, доля граждан СНГ в потоке трудовых мигрантов в России в настоящее время  превысила 90%. В настоящее время среди привлеченных в Российскую Федерацию иностранных работников преобладают граждане стран Центральной Азии – Узбекистана (38%) и Таджикистана (16%). Значителен поток трудовых мигрантов из Китая (7%).

С 2010 г. Россия принимает особую категорию иностранных работников, т.н. высококвалифицированных специалистов. В этой пока немногочисленной группе мигрантов (контингент ВКС на конец 2011 г. составил около 10 тыс. человек) доля граждан СНГ не превышает 7-8%.

Характерной чертой трудовой миграции в странах СНГ является огромное количество мигрантов с неурегулированным статусом или работающих без разрешительных документов. Главной причиной тому можно считать весьма ограниченные возможности контроля ситуации со стороны государств, принимающих мигрантов (в первую очередь – России и Казахстана), гипертрофированные масштабы «серой» экономики, в которой заняты большинство незаконных мигрантов, высокая прибыльность привлечения таких мигрантов, что позволяет поддерживать коррупционные схемы безнаказанного найма таких иностранцев. При всей условности сопоставления данных, полученных из разных источников и с применением разных определений мигранта, они дают возможность увидеть, что из числа мигрантов, находившихся в России с целью работы, легально были заняты не более 60% граждан Молдавии (2009 г.) и 35% граждан Армении (2008), менее 30% граждан Таджикистана (2009 г.), около 30% граждан Киргизии (2009 г.).

Заключительные замечания

Представленная картина миграционных процессов на постсоветском пространстве является одной из масштабных на карте мира. И хотя, по сравнению с советским периодом, объемы постоянных миграций, превратившихся из внутренних в международные, между бывшими союзными республиками уменьшились, стали развиваться временные миграции. При этом основными источниками трудовых временных перемещений стали регионы, которые в советское время отличались низкой мобильностью коренного населения – Центральная Азия, Азербайджан, Молдавия. В настоящее время оборот постоянных миграционных перемещений между странами Содружества достигает 1 млн. человек в год, потоки трудовых мигрантов в законной и незаконной формах составляют 7-8 млн. В странах, которые принимают мигрантов (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан), по-прежнему проживает большое количество уроженцев других государств СНГ. И хотя число последних на всем постсоветском пространстве заметно сократилось, оно остается достаточно большим – 18 млн. человек.

В перспективе не следует ожидать ослабления миграционных связей, в первую очередь между Россией и Казахстаном, с одной стороны, и  другими  бывшими союзными республиками, с другой. Мотором развития этих связей будут сохраняющиеся различия в ожидаемых сценариях экономического и демографического развития. В России, впрочем, как на Украине и Белоруссии, ожидается значительное сокращение населения в рабочих возрастах (до 10 млн. человек к 2021 г.), а также ускорение процесса старения населения. В этих условиях остро встает вопрос «Возможен ли экономический рост в условиях сокращающегося и стареющего рабочего населения?». Вместе с тем, в трех центральноазиатских странах – Узбекистане, Таджикистане и Киргизии – численность населения в рабочих возрастах увеличится  на 4-5 млн. человек.  В то же время миллионы уроженцев стран Содружества, проживающие не в странах своего происхождения,  вместе с трудовыми мигрантами являются гарантами сохранения личных связей между жителями разных стран СНГ и сохранения единого языкового пространства.

Страны СНГ четко делятся на тех, которые отдают мигрантов, и тех, которые их принимают. В странах растет понимание значимости миграционных процессов, которая не ограничивается только «экономическим смыслом». Вместе с этим растет и потребность в создании механизмов по управлению миграционными процессами. Всё большее внимание уделяется регулированию временной трудовой миграции с целью снижения социальных и экономических издержек. Постепенно формируется понимание стран-доноров и стран-реципиентов в отношении развития организованных форм набора иностранной рабочей силы, профессиональной подготовки трудовых мигрантов, изучения ими языка страны приема и пр.

В последние годы странам СНГ свойственна практика заключения двусторонних или коллективных (для ограниченного круга участников) соглашений и союзов, упрощающих доступ граждан стран-партнеров к национальным  рынкам труда этих государств. В большинстве случаев эксперты скептически оценивают эффективность рассматриваемых соглашений. Чем ниже статус соглашения, тем выше его оценка. Самыми неработающими считаются соглашения, заключенные в рамках СНГ. Они носят декларативный характер и оторваны от реальности.

Несмотря на большое число двухсторонних и коллективных соглашений между странами СНГ в сфере миграции, пока нельзя говорить о формировании общего рынка труда и свободного его перемещения между странами.  Государства СНГ применяют  целую систему ограничений – в виде квот на выдачу разрешений на работу, запрета на профессии для трудовых мигрантов, и так далее. Отсутствие эффективного контроля за выполнением всех ограничительных норм и правил  поддерживает значительные масштабы нелегальной трудовой деятельности иностранных работников в странах СНГ. Вместе с тем, имеются и позитивные примеры межгосударственного сотрудничества в части эффективного управления миграционными процессами. Наиболее ярким из них является таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном, и договоренности в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Однако,  потоки  рабочей силы между этими странами не могут кардинально изменить картину миграционного режима в регионе.

В силу сложившихся условий будущее миграционной обстановки на пространстве СНГ во многом зависит от политики России. В нормативной базе России в области миграции и натурализации в последние годы происходят важные изменения. 13 июня 2012 года Президент России подписал новую Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации. Она предполагает усиление селективной составляющей в миграционной политике, распространение дифференцированных механизмов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы, развитие разнообразных форм временной трудовой, образовательной и академической миграции. Одним из ключевых направлений новой миграционной политики, давно востребованным как в России, так и в странах происхождения мигрантов, является разработка и внедрение в жизнь программ адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения в принимающем их обществе.

Источник: demoscope.ru

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS