Создание ЗПИФа «Россияне»
Четыре года тому назад, когда по всей стране обсуждалась проблема, чем займется В.В.Путин после ухода с президентского поста, в газете «Московские новости» вышла моя статья с предложением о создании ЗПИФа «Россияне», который мог бы возглавить уходящий президент. Для перехода от экстенсивной топливно-сырьевой модели развития экономики к интенсивной и инновационной, я предлагал на основе Стабфонда создать Закрытый паевой инвестиционный фонд – ЗПИФ «Россияне», в котором все средства фонда могли бы распределяться на паи поровну между всеми гражданами РФ, начиная от новорожденных младенцев, и заканчивая глубокими старцами. Закрытым этот паевой фонд должен быть потому, что своими паями граждане России наделяются только при его организации, а в дальнейшем – или вновь родившиеся граждане, или получившие российское гражданство. Но ни один держатель пая не должен иметь права продажи, дарения или передачи своего пая кому-либо еще.
Таким образом, мы ушли бы от государственной формы собственности, ничейной по сути, хотя дивиденды от нее получает не все общество в целом, а отдельные чиновники, управляющие государственной собственностью от имени этого общества. Средства ЗПИФа должны были бы использоваться, как коллективная форма собственности, а присвоение доходов от этого использования должна осуществляться в частной форме. Поэтому фонд мог бы стать подлинной школой рыночной экономики для всех россиян. Индустрию коллективных инвестиций открыла миру Америка. В настоящее время в США паевые инвестиционные фонды являются не только самым популярным инструментом частных инвестиций, но и важнейшим звеном американской финансовой системы.
ЗПИФ «Россияне», кроме базовых средств Стабилизационного фонда, мог бы постоянно пополняться доходами от сырьевой ренты, получаемой от продаж российского сырья. Кроме того, в него необходимо передать все государственные предприятия и госкорпорации, а так же государственные пакеты акций крупных монополий, таких, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Сбербанк» и т.д. Тогда не чиновники будут распоряжаться государственной собственностью, не отвечая при этом за результаты хозяйственной деятельности, а конкретные управляющие компании и наемные менеджеры будут организовывать работу этих корпораций, получая небольшой процент от доходов, руководимых ими фирм. В США ПИФы по закону должны выплачивать не менее 98% прибыли на дивиденды своим пайщикам и только 2% идет на оплату услуг менеджерам самих ПИФов.
ЗПИФ «Россияне», делая точечные инвестиции по основным приоритетным направлениям развития российской экономики, смог бы осуществить полную ее модернизацию и превращение в современную и конкурентоспособную на мировом рынке. При этом фонд должен осуществлять не столько прямое финансирование и строительство новых предприятий и других объектов, сколько создавать благоприятные условия, осуществлять поддержку и совместное инвестирование важнейших проектов развития российской экономики. Инвестиции фонда могут охватывать от 10% до 51% капитала проектов развития, а остальные вложения могут привлекаться как из российских, так и из иностранных государственных и частных источников. Тогда на каждый рубль инвестиций самого фонда будут вкладываться 5-6 рублей российских и иностранных инвестиций. Задача Фонда показать привлекательность этих проектов и гарантировать надежность вложений для частных инвесторов.
В России крайне плохо обстоят дела с жилым фондом: большинство россиян не имеют собственного жилья и живут в ужасающих условиях. В 1990-х гг. наши либеральные догматики без критического осмысления собезьянничали у американцев ипотечную форму жилищного строительства и стали развивать исключительно ее, абсолютно не понимая, что она не соответствует потребностям и уровню развития России. «Либеральные обезьяны» просто не поняли, что прежде чем американцы перешли к массовому ипотечному строительству, они смогли сформировать жилищный фонд за счет государственных и частных вложений. А современная рыночная экономика требует от рабочей силы высокой мобильности, и средний американец 13 раз за жизнь меняет место жительство в поисках работы. И везде он может легко арендовать подходящее для него и его семьи жилье.
В России же жилищный фонд явно недостаточен, и часто находится просто в ужасающем или аварийном состоянии. Именно поэтому средний россиянин меняет место жительство только полтора раза за всю свою жизнь – в 9 раз реже среднего американца. Поэтому развитие ипотеки в России – это не что иное, как новое издание крепостничества, которое «прикрепляет» человека к его жилью и снижает мобильность рабочей силы до нуля. У нас необходимо сначала создать мощный жилищный фонд, чтобы любой россиянин при переезде к новому месту работы мог легко и свободно взять в аренду любое подходящее для него помещение. И желательно, чтобы оно было уже с мебелью.
В СССР государство недоплачивало своим работникам, но при этом более или менее старалось обеспечить их бесплатным жильем, построенным за счет государства. Сейчас так же строится бесплатное, социальное жилье для неимущих слоев населения, которые составляют 10-15% населения страны; ипотека доступна еще 10-15% населения. Остальные же 70-80% россиян, у которых нет средств на ипотеку, но по уровню доходов они не могут претендовать и на социальное жилье, полностью лишены перспективы иметь нормальное благоустроенное жилье. Вот для этих 70-80% и должна существовать система строительства «доходных домов», которые могли бы сдаваться в аренду. Это могут быть, как многоэтажные дома в спальных районах городов, так и одноэтажные коттеджные поселки вокруг крупных городов, но не с элитными, а с домами экономкласса.