Состоявшиеся в дружественной обстановке переговоры по широкому кругу вопросов мировой политики и российско-японских отношений позволили после долгого перерыва выработать и опубликовать многостраничное «Совместное заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства». Подписание этого документа стало возможным в результате того, что японская сторона, отказавшись от навязанных в годы правления в России Горбачева и Ельцина выгодных Токио формулировок по «территориальному вопросу», согласилась на выражение общего пожелания о заключении между двумя государствами мирного договора.

Стороны согласились, что «ситуация, при которой – спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны – между Россией и Японией не заключен мирный договор, является ненормальной. В целях дальнейшего развития отношений между двумя странами и создания широкого российско-японского партнерства в XXI веке руководители двух стран выразили решимость, преодолев в рамках переговоров имеющиеся расхождения в позициях сторон, заключить мирный договор путем окончательного решения во взаимоприемлемой форме данного вопроса, необходимость урегулирования которого была подтверждена в том числе в Совместном заявлении президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о принятии Российско-японского плана действий и Российско-японском плане действий 2003 года. <…> Руководители двух стран договорились продвигать переговоры по заключению мирного договора на основе всех принятых до настоящего времени документов и договоренностей, включая Совместное заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о принятии Российско-японского плана действий и Российско-японский план действий 2003 года. <…> Руководители двух стран в поиске новых, устремленных в будущее горизонтов российско-японского партнерства договорились совместно дать своим министерствам иностранных дел поручение ускорить переговоры по выработке взаимоприемлемых вариантов решения проблемы мирного договора с целью их представления руководителям двух стран для обсуждения».

В 2013 году российско-японские отношения развивались успешно. Каждый раз, когда лидеры двух государств встречались на международных форумах, проводились беседы по текущим проблемам. Во время этих бесед японская сторона хотя и дипломатично, но настойчиво «напоминала» о необходимости сочетать экономическое сотрудничество с активными поисками разрешения «территориального вопроса». Во время одной из таких бесед на саммите АТЭС на индонезийском острове Бали в октябре 2013 года российский президент выразил удовлетворение отношениями с Японией. Он заявил: «Развиваются экономические связи. Хочу отметить рост товарооборота между нашими странами, рост инвестиций. Япония входит в десятку наших крупнейших инвесторов. У нас впереди очень интересные и важные для наших экономик совместные проекты. Заработал и наш совместный инвестиционный фонд, о создании которого мы с Вами договаривались на одной из предыдущих встреч. Он уже получил заявки на финансирование более чем на 10 миллиардов долларов».

Что такое «хикивакэ»?

В Москве оценили решение Абэ, несмотря на большую занятость, лично присутствовать 7 февраля 2014 года на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи – даже в ситуации, когда она совпала с проведением в Токио «Дня северных территорий». В обстановке бойкота церемонии открытия Олимпиады главами крупных западных держав это было воспринято как еще одно подтверждение стремления улучшать и развивать отношения с Россией. Такой настрой проявился и в том, что в «День северных территорий» японские власти постарались максимально ограничить провокации японских ультраправых у российского посольства, а премьер-министр, говоря в этот день о стремлении добиться «возвращения северных территорий», не допустил резких, тем более недипломатичных высказываний.

Если в прошлом проблему «северных территорий» в Токио десятилетиями использовали главным образов в целях пропаганды, нагнетания антисоветских и антирусских настроений и всерьез не искали компромиссные варианты разрешения вопроса о территориальном размежевании, то в последние годы такие поиски начались.

Японские документы подтверждают, что при нормализации советско-японских отношений в середине 50-х годов изначальной целью японского правительства было возвращение Японии только группы островов Хабомаи и острова Шикотан. Затем под давлением США японские претензии необоснованно расширились до четырех островов, включая наиболее крупные и освоенные острова Курильской гряды – Кунашир и Итуруп. Твердый отказ Москвы в какой бы то ни было форме рассматривать и обсуждать возможность передачи этих островов Японии заставил сначала специалистов по японо-российским отношениям, а затем и японское правительство отходить от жест­ких требований времен холодной войны – «незамедлительно и одновременно вернуть все четыре острова».

В 90-е годы при кабинете Рютаро Хасимото Москве было сделано предложение для начала «лишь признать принадлежность» Японии искомых ею островов. Речь шла о так называемом отложенном суверенитете. В случае согласия японская сторона обещала в течение определенного периода признавать административные права России над южнокурильскими островами. Хотя тогдашний президент России Ельцин сначала заинтересовался этим предложением, затем в его окружении поняли, что, делая его, японцы не отказываются от прежних требований, а лишь пытаются упаковать их в другую обертку.

Затем, как отмечалось выше, появилось предложение поделить общую площадь территории «спорных островов» пополам. При этом все разделяющие эти острова стратегически важные проливы попадали бы под японский контроль. Некоторые предлагали, прямо скажем, экзотические варианты – например, разделить по меридиану пополам каждый из «спорных островов».

Наконец, имеющий наибольший опыт обсуждения с нынешним российским руководством «территориальной проблемы» и установивший в 2001 году личные доверительные отношения с Путиным бывший премьер-министр Японии Ёсиро Мори предложил ограничить японские требования тремя островами, оставив остров Итуруп вне рамок переговоров.

Однако любые идеи и предложения, отличные от требования «одновременного возвращения Японии всех северных территорий», встречаются в штыки правонационалистическими силами страны и обслуживающими их интересы средствами массовой информации.

Следует отметить, что в Японии немало тех, которые понимают нереалистичность позиции правых и в душе – а подчас и открыто – заявляют о целесообразности предпочесть журавлю в небе синицу в руках. В частных беседах японские политики, ученые, журналисты не уходят от обсуждения различных вариантов, в том числе и идеи возвращения к условиям заключения мирного договора, записанным в Совместной декларации 1956 года. Следует отметить, что при этом вопрос о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан рассматривается как уже окончательно решенный, а разъяснения о том, что это не так, воспринимаются с недоумением. В действительности же прошедшие почти шестьдесят лет после подписания декларации внесли весьма важные изменения, которые могут серьезно осложнить обещанную передачу после подписания мирного договора этих островов Японии.

Во время состоявшейся на Бали беседы Путина с Абэ российский президент, отвечая на предложение японского премьера ускорить решение «территориальной проблемы» и заключение мирного договора, резонно заметил, что для подписания мирного договора между двумя странами и народами «нужно создавать не образ врага, а образ друга». Однако в одночасье достичь этого, учитывая историю отношений двух стран, невозможно. Поэтому призыв президента созвучен уже давно предлагаемой автором этих строк идее перерыва в переговорах по «территориальной проблеме».

К удовлетворению японской стороны президент Путин подтвердил свое согласие активизировать переговоры с целью сближения позиций сторон по условиям заключения между Россией и Японией мирного договора. Для этого были возобновлены консультации на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран. Не секрет, что центральным вопросом консультаций является проблема пограничного размежевания, которую также соглашается обсуждать российская сторона. И хотя переговоры и консультации по этому вопросу из-за неизменности принципиальных позиций сторон пока не приводят к конкретному результату, они создают благоприятную атмосферу для поиска взаимоприемлемого компромисса. Важно, чтобы противоречия сторон по поводу принадлежности Курильских островов не мешали налаживанию сотрудничества по другим важным аспектам двусторонних отношений.

К сожалению, весной 2014 года появились признаки изменения такой атмосферы не в лучшую сторону. Как нередко бывало и прежде в японо-советских и японо-российских отношениях, не обошлось без американцев. В развернутую администрацией США шумную кампанию осуждения российского руководства и введения санкций в отношении РФ в связи с присоединением Крыма была вовлечена и Япония. При этом есть немало признаков того, что японское правительство, не желая ухудшения отношений с Москвой, было вынуждено пойти на введение санкций из солидарности со своим заокеанским сюзереном. Это лишний раз подтвердило несамостоятельность Японии в определении своей внешней политики. Вместе с тем обратило на себя внимание и то, что объявленные японским правительством санкции были минимальными и серьезно не затрагивали российско-японские отношения. Понимая это, правая японская пресса стремится доказать обратное. Газета «Никкэй симбун» утверждала 2 апреля 2014 года: «Япония пересматривает свой дипломатический подход к России. Токио будет свертывать деятельность, направленную на создание теплых отношений с Москвой. Министр иностранных дел Японии Фумио Кисида планировал посетить Россию в ходе заседания японо-российской торговой комиссии, однако Токио был вынужден изменить эти планы. Обсуждение визита в Японию президента России Владимира Путина этой осенью будет также, по всей вероятности, отложено».

Занятая Японией позиция удивила и разочаровала российское руководство. МИД РФ было поручено заявить: «Введение Японией визовых санкций в отношении ряда россиян не останется без ответа и воспринято Москвой с разочарованием».

Еще большее удивление вызвало сообщение о том, что МИД Японии в качестве санкции намерен приостановить проведение двусторонних консультаций по вопросам мирного договора. Такая позиция выглядит, по меньшей мере, странной в свете того, что именно японское правительство упорно добивается подобных переговоров, используя их для выдвижения и обоснования своих территориальных претензий к России.

Свое недоумение по поводу занятой японским правительством позиции счел необходимым высказать лично президент Путин. На встрече с руководителями мировых информ­агентств 24 мая 2014 года он заявил: «И Япония, и Россия искренне заинтересованы в том, чтобы эта проблема была решена». При этом было подчеркнуто, что решение проблемы заключения мирного договора не должно ущемлять интересы друг друга, должно быть приемлемым компромиссом, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя проигравшей. Комментируя свое предложение стремиться к «хикивакэ» (ничьей) в «территориальном споре», президент пояснил: «Что такое “хикивакэ” в данном случае? Если бы я знал окончательный ответ, мы бы уже подписали все документы». И далее: «Но мы просто с удивлением недавно услышали, что Япония присоединилась к каким-то санкциям – при чем здесь Япония, я не очень понимаю – и приостанавливает переговорный процесс по этой проблеме. Готова ли Япония дальше обсуждать проблему – я пока так для себя и не усвоил».

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS