Электронный ренессанс
Александр Андрюхин
Жизнь без мобильной связи, интернета, компьютеров, смартфонов сегодня представить невозможно. Однако операционные системы, обеспечивающие их работу, созданы американскими корпорациями, ими же управляются, а контролируются правительством США. И если Вашингтон решит отключить Россию от этих систем, то все наши навороченные гаджеты, в том числе работающие в кабинетах министерств и промышленных корпораций, превратятся в груду железа и пластмассы. Сумеет ли Россия защитить себя от информационной катастрофы и в короткий срок найти замену заокеанским системам?
Точка ру
Представим, что завтра американские компании Microsoft, Google и Apple заблокируют работу своих основных операционных систем (ОС) на территории России. Без всех этих Windows, MacOS, Windows Phone, Android, iOS не смогут работать компьютеры, айфоны, смартфоны и прочие планшетники.
Из электронной памяти подключенных к интернету устройств мгновенно исчезнут все данные, причем это касается не только гаджетов, находящихся в руках рядовых пользователей, но и служебных компьютеров в банках, компаниях, госучреждениях.
Контроль над корневыми DNS-серверами также находится у США, поэтому не составит большого труда вообще отключить Россию от интернета. Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами (сокращенно ICANN, произносится «I can», «Я могу» — не правда ли, символично?) тоже контролируется правительством США. А это значит, что если последует политическая воля, то могут быть вообще аннулированы российские домены .RU и .РФ, что приведет к прекращению работы всех отечественных сайтов, зарегистрированных в этой зоне. В интернет-пространстве от России не останется даже строчки.
Похоже на сценарий фантастического триллера о глобальной катастрофе? Между тем ведущие российские специалисты допускают такое развитие событий.
— Принудительный вывод из строя части операционных систем технически не исключен, — говорит «Культуре» директор по продажам Центра разработки программного обеспечения EDISON Артем Карюкин. — Возможны разные варианты такой кибератаки: запрет работы ОС на русском языке, запрет работы на территории России...
Как же получилось, что мы попали в такую зависимость от США? Ведь на заре развития компьютерной техники, в конце 40-х годов, советские методы крупноблочного программирования были лучшими в мире. Однако в 70-х началось массовое копирование архитектур вычислительных машин с зарубежных аналогов. В 90-е, когда ведущие программисты из государственных КБ и НИИ разбежались по частным компаниям, нелегальное и полулегальное копирование зарубежных программ обрело еще больший размах. В результате все советские институты, имевшие серьезные разработки ПО, прекратили существование. Сейчас фирм, которые занимаются этим, раз-два и обчелся.
И вот итог — зарубежное ПО просочилось даже в оборонку, где секретность, казалось бы, должна находиться на высочайшем уровне. Мало того, что все современные базовые станции спецсвязи имеют импортное происхождение, в них еще использован закрытый исходный код, который известен зарубежным разработчикам. Так что опасность утечки конфиденциальной информации реально существует. Частично на импортном ПО работают и наши спутники — как гражданские, так и военные.
Такая ситуация не только в России. От импортного ПО (Microsoft, Apple, Google) долгие годы зависел и Китай. Однако они раньше нас увидели опасность, и сегодня Поднебесная активно разрабатывает собственные операционные системы. В мае прошлого года там запретили использование Windows 8 на правительственных компьютерах. Сейчас разрешен только Windows XP, который больше не поддерживается корпорацией Microsoft. Следующий этап — вытеснение и Windows XP из компьютеров (в течение 2 лет), а из мобильных устройств будет изгнан Android (3–5 лет). Их заменят собственные разработки.
На помощь, хакеры!
Однако многие российские специалисты считают, что нет смысла создавать операционную систему с нуля — достаточно скопировать лучшие идеи, использовать многочисленное ПО с открытым исходным кодом и дорабатывать его для получения локализованных программных пакетов. К тому же, уточняет Карюкин, уязвимы именно современные системы, которые постоянно обновляются. А если поискать и установить предыдущие версии ПО, то никто извне в их работу вмешаться не сможет. Такие версии сохранились у многих. Даже если нам вообще перестанут продавать ПО, то и в этом случае мы сможем доработать уже имеющиеся у нас программы с открытым кодом. Ведь наши кибер-кулибины известны по всему миру.
Между прочим, объем российского экспорта ПО составляет 5,2 млрд долларов. Но более 70% из этих доходов приходится на исполнение импортных заказов, а не на готовый продукт с маркой «сделано в России». То есть нас и на этом рынке используют как сырьевой придаток.
— Самое обидное, что российские ребята выигрывают чемпионаты мира по программированию, но пробиться в мировые производители ПО не получается, — говорит московский инженер-программист Вячеслав Емельянов. — У нас высокий уровень образования в области математики, программирования и смежных наук, но провал в экономике и финансах, а также в умении налаживать взаимоотношения с бизнес-партнерами.
Хотя в случае отключения нас от американских операционных систем последнее окажется не актуально. Специалисты по доработкам программ станут важнее коммуникаторов. А как быть, если потребуется доработать программу с закрытым кодом, известным только заокеанским разработчикам? Ничего не останется, как прибегнуть к помощи хакеров. Звучит, на первый взгляд, несерьезно, но в мировой практике бывали случаи (нашедшие отражение в детективных литературных и киносюжетах), когда спецслужбы той или иной страны привлекали к решению важных государственных задач подобных «специалистов».
Впрочем, утверждать, что у нас полностью отсутствует собственное программное обеспечение, было бы неверно. Например, в холдинге «Росэлектроника» при разработке стратегически важных объектов применяется только отечественное ПО. А если и используется импортное, то исключительно с открытыми исходными кодами, чтобы избежать утечки секретной информации. Недавно холдинг разработал систему закрытой мобильной цифровой связи «ЦСС Янтарь-Т IP» стандарта TETRA. В ближайшее время она заменит зарубежное оборудование, которым пока еще пользуются российские спецслужбы. А Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления разработал для российских военных планшет с отечественной операционной системой. Ему нипочем удары, пыль, он даже может работать под водой. По техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам.