Альманах РиЭ

Альманах №19

Альманах №18

Альманах №17

Альманах №16

Альманах №15

Семинары ИЦ «Аксиология»

Аксиология и онтология Зла

Манипуляция сознанием

Akashi

Эзотерика вчера и сегодня

Transhumanism

Аксиология трансгуманизма

 

Ког­да мы се­год­ня го­во­рим «суб­куль­ту­ра», мы оп­ре­де­ля­ем эту суб­куль­ту­ру не по от­но­ше­нию к на­ци­о­наль­ной куль­ту­ре и да­же не по от­но­ше­нию к куль­ту­ре прос­ве­щен­ной час­ти че­ло­ве­че­ст­ва, мы оп­ре­де­ля­ем эту суб­куль­ту­ру по от­но­ше­нию к куль­ту­ре мас­со­вой, в иде­а­ле стре­мя­щей­ся к гло­ба­ли­за­ции. На­ци­о­наль­ная куль­ту­ра, как и эт­ни­чес­кие суб­куль­ту­ры, ко­то­рые яв­ля­ют­ся од­ним из ис­точ­ни­ков сов­ре­мен­ных со­ци­аль­но-по­ли­ти­чес­ких конф­лик­тов, ста­но­вит­ся суб­куль­ту­рой по от­но­ше­нию к гло­баль­ной куль­ту­ре.

У ме­ня бы­ло нес­коль­ко лю­бо­пыт­ных столк­но­ве­ний с предс­та­ви­те­ля­ми на­ших быв­ших сог­раж­дан, в част­нос­ти из При­бал­ти­ки, ког­да я, раз­ви­вая идею о раз­лич­ных суб­куль­тур­ных общ­нос­тях, ис­поль­зо­вал тер­мин «рус­ско­я­зыч­ная суб­куль­ту­ра». Ме­ня об­ви­ня­ли в том, что я все по­ли­ти­зи­рую, тя­ну оде­я­ло на се­бя. И при­хо­ди­лось объ­яс­нять, что на са­мом де­ле эт­ни­чес­кая куль­ту­ра, на­ци­о­наль­ная куль­ту­ра, язы­ко­вая куль­ту­ра – это три раз­ных ти­па со­об­ществ. Есть со­об­ще­ст­ва лю­дей, го­во­ря­щих по-рус­ски, ко­то­рые расп­ро­ст­ра­не­ны по все­му зем­но­му ша­ру. Есть со­об­ще­ст­ва эт­ни­чес­ких рус­ских, ко­то­рые про­жи­ва­ют то­же не толь­ко в Рос­сии. Есть граж­да­нс­кое со­об­ще­ст­во граж­дан Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции, ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет­ся граж­да­н­ством. Есть тер­ри­то­ри­аль­ное со­об­ще­ст­во лю­дей, про­жи­ва­ю­щих на тер­ри­то­рии Рос­сии, где да­ле­ко не все яв­ля­ют­ся граж­да­на­ми Рос­сийс­кой Фе­де­ра­ции ли­бо не все обя­за­тель­но го­во­рят по-рус­ски, и да­ле­ко не для всех рус­ский язык яв­ля­ет­ся ос­нов­ным.

Вслед за язы­ко­вы­ми куль­тур­ны­ми общ­нос­тя­ми (ес­те­ст­вен­но, язык нак­ла­ды­ва­ет от­пе­ча­ток на куль­тур­ное твор­че­ст­во, и на куль­тур­ную иден­тич­ность, и на куль­тур­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние) су­ще­ст­ву­ют тер­ри­то­ри­аль­ные куль­тур­ные общ­нос­ти, и здесь воз­ни­ка­ет то са­мое оп­ре­де­ле­ние ло­каль­нос­ти. А тер­ри­то­ри­аль­ные куль­тур­ные общ­нос­ти есть са­мые раз­ные. Есть тер­ри­то­ри­аль­ные куль­тур­ные общ­нос­ти, объ­е­ди­нен­ные по ре­ги­о­наль­но­му прин­ци­пу в смыс­ле ЮНЕС­КО, где ре­ги­о­ны боль­шие (ска­жем, Ближ­ний Вос­ток, Вос­точ­ная Азия, Ев­ро­па, Аф­ри­ка и т.д., где есть свои об­щие чер­ты), а есть общ­нос­ти ре­ли­ги­оз­ные, объ­е­ди­ня­ю­щи­е­ся по прин­ци­пу ве­ро­ис­по­ве­да­ния (му­суль­ма­нс­кое со­об­ще­ст­во, хрис­ти­а­нс­кое со­об­ще­ст­во). Внут­ри ре­ли­ги­оз­ных общ­нос­тей то­же есть де­ле­ние: есть про­тес­тан­ты, есть ка­то­ли­цизм, есть пра­вос­ла­вие, есть ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во раз­но­го ро­да хрис­ти­а­нс­ких сект. Та­ким об­ра­зом, ре­ли­ги­оз­ные общ­нос­ти то­же де­лят­ся на са­мые раз­ные под­раз­де­ле­ния.

И по тер­ри­то­ри­аль­но­му приз­на­ку есть на­ции и го­су­да­р­ства, ко­то­рые об­ла­да­ют сво­ей тер­ри­то­ри­ей, есть ре­ги­о­ны внут­ри этих на­ций и го­су­дарств, ко­то­рые у нас на гла­зах ме­ня­ют­ся по са­мым раз­ным при­чи­нам. Они ста­но­вят­ся то боль­ше, то мень­ше, их скла­ды­ва­ют так и эдак, из­би­ра­ют, не из­би­ра­ют и так да­лее, при этом тер­ри­то­рия оп­ре­де­лен­но­го ре­ги­о­на ос­та­ет­ся. Но ос­та­ет­ся тер­ри­то­рия как ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное де­ле­ние и од­нов­ре­мен­но ос­та­ет­ся тер­ри­то­рия как куль­тур­ный аре­ал. И вот ис­то­рия на­шей стра­ны в этом пла­не да­ет по­ка­за­тель­ные при­ме­ры: стра­на де­ли­лась на тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния та­ким об­ра­зом, что меж­ду тер­ри­то­ри­я­ми с еди­ной куль­тур­ной ба­зой про­хо­ди­ли гра­ни­цы, не да­вав­шие тер­ри­то­ри­ям объ­е­ди­нить­ся. В ре­зуль­та­те они по­па­да­ли в раз­ные во­ен­ные ок­ру­га, а сей­час по­па­ли в раз­ные боль­шие ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные де­ле­ния, хо­тя с точ­ки зре­ния куль­ту­ры мно­гие тер­ри­то­рии оп­ре­де­ля­ют­ся тран­сгра­нич­но.

Есть, ес­те­ст­вен­но, со­ци­аль­ные куль­тур­ные общ­нос­ти, есть про­фес­си­о­наль­ные куль­тур­ные общ­нос­ти, есть де­мог­ра­фи­чес­кие куль­тур­ные общ­нос­ти, в ко­то­рые, нап­ри­мер, вхо­дят де­ти до 7 лет, де­ти от 7 до 14 лет и под­ро­ст­ки, ти­нэйд­же­ры от 13 до 20 лет, есть лю­ди стар­ше­го воз­рас­та (стар­ше 60 или стар­ше 50 лет). Есть общ­нос­ти, объ­е­ди­нен­ные по приз­на­ку сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции. И са­мое ин­те­рес­ное – об­ще­ст­ва, ко­то­рые я бы наз­вал транс­ло­каль­ны­ми, – это общ­нос­ти по ин­те­ре­сам. Об этом ска­зал уже Фи­липп Тео, но он ска­зал это с кри­ти­чес­кой точ­ки зре­ния, го­во­ря о вир­ту­аль­ных со­об­ще­ст­вах. Мне же ка­жет­ся, что вир­ту­аль­ные со­об­ще­ст­ва, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся в пер­вую оче­редь бла­го­да­ря ин­тер­не­ту, име­ют воз­мож­ность объ­е­ди­нить­ся, най­ти друг дру­га бла­го­да­ря ин­тер­не­ту, и прев­ра­ща­ют­ся в со­об­ще­ст­ва бла­го­да­ря ин­тер­не­ту. Без ин­тер­не­та лю­ди, объ­е­ди­нен­ные об­щи­ми ин­те­ре­са­ми, но про­жи­ва­ю­щие в раз­ных стра­нах, не мог­ли бы ус­та­но­вить связь друг с дру­гом, не мог­ли бы най­ти друг дру­га, и тра­ди­ци­он­ная пе­ре­пис­ка им в этом пла­не ни­че­го бы не да­ла. Это од­но из на­и­бо­лее по­ка­за­тель­ных яв­ле­ний в сов­ре­мен­ной куль­тур­ной жиз­ни, ко­то­рое в дан­ный мо­мент ме­ня так ин­те­ре­су­ет. Эти со­об­ще­ст­ва я бы пред­ло­жил наз­вать транс­ло­каль­ны­ми: они не яв­ля­ют­ся тер­ри­то­ри­аль­но оп­ре­де­лен­ны­ми, их предс­та­ви­те­ли мо­гут жить в со­вер­шен­но раз­ных ре­ги­о­нах, но при этом они не ох­ва­ты­ва­ют все эти ре­ги­о­ны, они то­чеч­ные – вро­де предс­та­ви­те­лей пок­лон­ни­ков Мэ­ри­лин Мон­ро или со­би­ра­те­лей спи­чеч­ных ко­роб­ков, ко­то­рые ста­но­вят­ся со­об­ще­ст­вом бла­го­да­ря то­му, что они ус­та­нав­ли­ва­ют кон­так­ты.

Узнаваемая классика

Burj Al Arab 370+

Музыка русских и зарубежных композиторов XIX и XX веков

Burj Al Arab 370+

Произведения Бетховена

Burj Al Arab 370+

Музыка разных столетий: от XVIII до XX

Burj Al Arab 370+

Балетная музыка Чайковского, Адана, Минкуса, Петрова

Календарь РиЭ.
26 октября

События

1815 – Основано литературное общество «Арзамас».

1824 – В Москве официально открылось здание Малого театра.

1930 – В Ленинграде состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

В этот день родились:

Доменико Скарлатти (1685–1757) – итальянский композитор и клавесинист.

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) – выдающийся русский живописец и литератор.

Андрей Белый (1880–1934) – русский писатель, поэт, критик.

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880–1945) – российский и советский фортификатор, военный инженер.

Николай Леонидович Духов (1904–1964) – советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.

 next

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS