Развитие рекреационной функции города Латакия в Сирии
К. Рагеб, А.Н. Белкин

Война в Сирии еще идет, а в Москве молодой сирийский архитектор Кинан Рагеб, проходящий обучение в магистратуре у проф. архитектуры Александра Белкина, проектирует Латакию будущего, Латакию мирного неба, теплого моря и золотых пляжей.

Туризм является одним из приоритетных направлений развития экономики Сирии. Как высокодоходная и способная к быстрому росту отрасль туризм может быть важным источником поступлений доходов в бюджет. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом туризм играет важную социальную роль, оказывает значительное влияние на занятость населения. Развитие туризма активно воздействует на культуру и экологию.

Сирия располагает значительными природными рекреационными возможностями: благоприятными климатическими условиями, редкими видами растительного и животного мира, протянувшейся почти на 200 км полосой средиземноморского побережья. Страна – один из древнейших очагов мировой культуры, насыщена историческими городами с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства, представляющими интерес не только для ученых, но и туристов со всего мира.

Город Латакия с более чем полумиллионным населением является туристическим центром Сирии. Он соединяет в себе древность и прекрасную природу, город существовал ещё в Х1У веке до нашей эры и включён Юнеско в список самых древних населённых по сей день городов мира.

Климат Латакии субтропический. Летом очень влажно, средняя температура достигает +28…+35C. Зимой воздух в городе прогревается до +15…+18С днем, а в темное время суток до +8…+10 С. Зимой ветра в Латакии юго-западные, именно в этот период выпадает больше всего осадков. Северо-восточные ветра летом бывают жаркими, а зимой холодными. Город Латакия расположен на приморской низменности – одного из пяти природных районов Сирии, которая тянется вдоль берега Средиземного моря. Иногда ее прерывают скалистые мысы, которые отходят от Западной горной цепи. Приморская низменность тянется узкой полосой вдоль побережья.  В самом широком месте, в окрестностях Латакии, ее протяженность с востока на запад составляет 15–30 км.

Важные для развития рекреационной инфраструктуры особенности прибрежной зоны города состоят в следующем: наличие не только песчаных, но и каменистых пляжей у скалистых обрывистых берегов, различные уровни прибрежной полосы по отношению к уровню моря, выходящая в море в виде мыса значительная часть территории. Эта природная ландшафтная основа увеличивает композиционное разнообразие и живописность застройки, усложняет её силуэт, создаёт бесподобные виды на море и город.

Проблемы развития рекреационной функции типичны для больших исторических приморских городов. Это плотно застроенная практически до воды прибрежная полоса и недостаточная площадь открытых озеленённых пространств в пределах городской черты. Пути решения первой проблемы намечены в действующих градостроительных документах.  Генеральный план Латакии предусматривает проектирование и строительство сети новых туристских комплексов в первую очередь на побережье города за счёт освобождения от прежних функций промышленных, складских и транспортных территорий, расположенных на берегу моря.

Решение второй проблемы необходимо для создания полноценной городской среды и, особенно важно, здоровой, комфортной и внешне привлекательной среды рекреационных зон города и пригородных территорий. И дело не просто в увеличении озеленённых площадей, а в последовательных усилиях по формированию системы открытых озеленённых пространства как непременной части структуры города.

Такое понимание ее роли вызвано стремлением к достижению устойчивости городского ландшафта, иначе говоря, сбалансированности процессов управления человеком и процессов саморегуляции за счет входящих в него природных компонентов. Обеспечение устойчивости города как типа антропогенного ландшафта – главная, но не единственная функция системы открытых озелененных пространств. Кроме этого система служит оздоровлению городской среды, созданию условий для отдыха населения, повышению художественной выразительности. Каждая из этих функций отдельно и все они вместе определяют форму системы, которую можно описать как ряд принципов ее построения: взаимосвязь с ландшафтной первоосновой, непрерывность, равномерность, многоуровневость, функциональное разнообразие, способность развиваться.

Взаимосвязь с ландшафтной первоосновой, соответствие природным условиям и особенностям. Следование этому принципу включает основные природоохранные мероприятия: выявление сохраняемых элементов ландшафта при определении оптимального использования территории, рекультивация, компенсация нарушений ландшафта его улучшением – изменением рельефа и водного режима, созданием защитных насаждений. Одновременно эти мероприятия, выявляющие природные особенности территории, содействуют повышению эстетической выразительности городской среды.

Непрерывность внутригородских и внешних, пригородных и межселенных озелененных пространств. Принцип имеет два аспекта – природоохранный и функциональный. Попытки сохранить «островки природы» в городе чаще безуспешны. Растения гибнут, оказавшись в неблагоприятных условиях. Существование природных элементов, введенных в урбанизированную среду, облегчается связями с биогенными комплексами пригородной зоны. Необходимы не окруженные застройкой, пусть и большие озелененные участки, а непрерывными «потоками» введенные в расчлененную застройку открытые пространства.

Равномерность распределения элементов системы открытых озелененных пространств определяется двумя параметрами: минимальным размером озелененного пространства, при котором оно выполняет комплекс своих основных функций и максимальный размер застроенной территории, при котором сохраняются нормальные связи с открытыми пространствами. Эти параметры определены: для открытых озелененных пространств, расчленяющих застройку, - шириной 0,5-0,75 км (с учетом распространения шума от магистрали, глубины визуального «давления» окружающей застройки, глубины активного воздействия выхлопных газов от транспорта); для застроенных массивов – 1,5-2 км (с учетом пешеходной доступности открытого пространства, глубины визуального взаимодействия, глубины активного воздухообмена). Равномерность распределения на плане города обеспечивает доступность посещения и использования озелененных территорий.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS