Воскресенье, 26 Мая, 2019
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

 

Власти расширяют валютный контроль, поскольку давление на гривну растёт…

Украинские власти ввели ряд мер валютного контроля в конце 2012-го, включая обязательные продажи валютных поступления, ограничения на снятие валюты в банках, ограничения на трансферы валюты и де-факто ограничения доступа банков к валюте Национального Банка Украины. Последнее ограничение вызвало ослабление гривны на чёрном рынке на 20-30% по сравнению с официальным курсом в недавние месяцы, но оно было снято в начале февраля, что привело к резкому падению гривны и выравниванию официального обменного курса и чёрного рынка. Несмотря на ограничения, гривна продолжает слабеть, причем официальный курс на 20 февраля достиг  UAH 27.9 за USD, а на черном рынке – до UAH 31 в выходные.

В результате за прошедшую неделю власти значительно усилили валютный контроль. Правительство обсуждало введение налогов на не значимый импорт, и Национальный Банк ранее на той же неделе увеличил контроль и ввёл проверки предоплаты импорта, превышающие US$50,000 (и требовал аккредитивы надежных банков на те, что превышали US$500,000), одновременно запретив покупку валюты корпорациями. Гривна продолжила падать в ответ и на эти меры, до UAH 35 за USD на чёрном рынке, и Национальный Банк, соответственно, ввёл дальнейшие ограничения, включая полный запрет на корпоративные покупки валюты в конце недели и ограничения для банков. Первоначально ответом на эти меры было резкое ослабление гривны на чёрном рынке до UAH 40 за USD, но к концу дня курс укрепился около UAH 33, хотя биржевой спред резко расширился и до 15% от среднерыночной цены, что указывает на очень плохие условия ликвидности. Хотя официальный курс в период 6-21 февраля выровнялся до курса чёрного рынка, он в следующие несколько дней вернулся к тому, что стал почти на 20% сильнее, чем на чёрном рынке.

Причин ослабления гривны несколько:

  • Утечка чистого частного капитала (исключая потоки чистого МВФ/Официального сектора), которая в 2014 оценивается в US $10 миллиардов. Это число не включает US$3,7 миллиарда выплат МВФ и около US$4,5 миллиардов обслуживания долга по внешним суверенным бондам.
  • Текущие счета и торговый дефицит из-за коллапса экспорта и несмотря на то, что внутренний спрос резко упал.
  • Монетарное финансирование украинского финансового дефицита.

Хотя украинские текущие счета и торговый баланс должны сблизиться, поскольку внутренний спрос продолжает сокращаться, и поскольку гривна и далее слабеет, утечка капитала продолжается, причем утечка валютных депозитов банка в ноябре-январе  составила US$600-700миллионов в месяц. Более того, монетизация дефицита ускорилась, поскольку местные банки больше не могут поглотить выпуск внутренних бондов. Доля внутренний бондов правительства, которыми владеет Национальный Банк, в январе выросла до 71%  с 59% годом ранее, а доля у внутренних банков упала на такую же величину (20%). Одновременно, узкая денежная масса продолжает расти на 15-20% ежегодно в то самое время, когда внутренний кредит теперь сокращается на 10% ежегодно. Хотя рост денежной массы в однозначных цифрах в контексте слабого кредитного роста мог бы компенсировать  большую часть валютных интервенций Национального Банка, выведя ликвидность. Интервенции Национального банка замедлились во второй половине 2014, и Национальный банк в феврале прекратил интервенции (хотя один раз вмешался – US$80 миллионов). Это вызвало рост активов на балансе Национального банка на 60% в недавние месяцы и в январе на 8% (с корректировкой по сезону). По нашему мнению, при ослаблении экономики и денежного спроса, сокращении внутреннего кредитования и отсутствия вывода ликвидности с помощью интервенций, рост денежной массы с нынешней скоростью в итоге окажется инфляционным и вызовет дальнейшее ослабление гривны.

Пусть монетарное финансирование дефицита может обесценить гривну в среднесрочном плане, именно нехватка иностранной валюты в системе вызывала давление на национальную валюту, поскольку резервы Национального Банка Украины в январе сократились до US$6.4 миллиардов (4 недели импорта), и, вероятно, сократятся до US$5-5,5 миллиардов в феврале (три недели покрытия импорта). В эти резервы входит и около US$1 миллиарда монетарного золота,  так что ликвидное количество ресурсов, вероятно, упадет до US$4-4,5 миллиарда в феврале (2,5 недели импорта).

… увеличивая краткосрочные риски до получения финансирования МВФ…

По нашему мнению, хотя нынешний валютный контроль может обеспечить некое временное облегчение, вероятно, давление на гривну продолжится вплоть до стабилизации ожиданий, восстановления уверенности и пополнения валютных резервов страны. С учетом плохой ликвидности и дестабилизации ожиданий на валютном рынке, продолжающегося конфликта в Донбассе, который подрывает уверенность, и продолжающейся необходимости импортировать природный газ и другие значимые товары и проводить внешние выплаты по долгам, эти факторы, вероятно, продолжат оказывать давление на гривну, по меньшей мере, до того, как правление МВФ одобрит новую программу и проведет первые выплаты. Однако, на это, вероятно, потребуется минимум 2-3 недели и существует риск откладывания решения. Во-первых, власти должны сначала выполнить предварительные действия по программе, и Рада должна еще одобрить новые финансовые законы. Это должно произойти на сессии 3 марта, хотя премьер-министр Яценюк пытается ускорить процесс, собрав чрезвычайную сессию Рады для одобрения законопроектов. Даже если сессия соберется, по нашему мнению, нет никаких гарантий, что законопроект будет сразу же одобрен, и вполне возможна отсрочка. После того, как будут сделаны предварительные шаги, может пройти заседание правления МВФ, которое одобрит новую программу, а затем, вскоре, переведет средства. Мы убеждены, что это произойдет в середине марта (нынешняя запланированная дата заседания правления – 11 марта), хотя вполне возможно, что она будет перенесена. При нынешнем темпе истощения резервов и давлении на гривну, возможно, что финансирование МВФ окажется не таким уж быстрым. Это увеличивает краткосрочные риски дальнейшего значительного роста давления на гривну.

… и подразумевает потенциальную необходимость срочных политических действий.

С учётом баланса выплат и монетарного давления на валюту, власти и международные доноры, по нашему мнению, имеют несколько политических вариантов. Во-первых, украинские власти  могут усилить ещё больше валютный контроль. В крайнем случае, это может потенциально включать замораживание банковских депозитов, запрет покупок валюты и/или мораторий на внешние выплаты и полное закрытие счетов предприятий. Во-вторых, международные доноры (взаимные кредиторы и международные финансовые институты) могут признать хрупкость нынешней ситуации и тот факт, что временные рамки МВФ могут оказаться слишком растянуты, чтобы стабилизировать валюту. Следовательно, по нашему мнению, международное сообщество может создать доступные чрезвычайные фонды в ближайшие дни или недели, эффективно сомкнув финансирование Украины с поступлением выплат МВФ. Однако, могут возникнуть бюрократические, законодательные и политические препятствия  для любого крупно-масштабного чрезвычайного финансирования для Украины, двусторонние или многосторонние. Следовательно, нет никаких гарантий, что такие фонды могут или будут доступны. Это приводит к дальнейшим краткосрочным политическим неопределённостям.

И, наконец, недавнее резкое ослабление гривны, как и существенный недавний сдвиг спроса на денежные средства и денежной массы, могли вынудить пересмотр оценки программы МВФ и её целей. По нашему мнению, это может потребовать дальнейшей технической работы со стороны МВФ и может вызвать дополнительную задержку перевода средств МВФ. А поскольку монетарная и финансовая динамика быстро меняется, так же могут меняться и оценки рабочей программы МВФ и её параметры.

Источник: polismi.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1626 гостей онлайн