Среда, 18 Сентября, 2019
   
(4 голоса, среднее 4.75 из 5)

 

Восточная Римская империя, известная в истории под именем Византия, просуществовала еще почти тысячу лет после того, как завершила свое существование Западная Римская империя. Византия рухнула под натиском турок-османов в 1453 году нашей эры, когда султаном Мехмедом II был взят последний оплот Византии — город Константинополь.

29 мая 1453 года последний император Византии Константин Драгаш погиб в бою, отражая натиск янычар Мехмеда II.

30 мая 1453 года в 8 часов утра Мехмед II торжественно вступил в Константинополь и приказал переделать центральный собор города — собор святой Софии — в мечеть.

Крохотные остатки Византии Морея и Трапезунд попали под власть османов соответственно в 1460 и в 1461 году. Но крахом Византии считается падение Константинополя.

С момента падения Константинополя Османское государство, созданное тюркскими племенами Османа I в северо-западной Анатолии в 1299 году, стало именоваться империей.

Эта империя достигла своего наибольшего возвышения при десятом султане Сулеймане I Великолепном, сыне Селима I, продолжившим завоевательную политику своего отца и добившимся предельного расширения границ Османской империи в Европе, Азии и Африке.

В августе 1529 года войска Сулеймана I, уже завоевав Венгрию, Боснию, Герцеговину, Славонию и Трансильванию, осадили столицу Австрии город Вену. А передовые турецкие отряды вторглись в Баварию.

И хотя войска Сулеймана, терзаемые эпидемиями, нехваткой продовольствия, несущие большие потери, в итоге отступили от стен города Вена, Австрия признала господство Османской империи над частью своей территории и обязалась платить османам ежегодную дань.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что в сознании почитателей Османской империи этот факт завоевания их государством существенной части Европы продолжает обладать огромной притягательной силой. Ведь это произошло менее пятисот лет назад.

Османская империя была последним халифатом. Халифат — это правление под властью халифа. Слово «халиф» происходит от арабского слова, означающего «преемник Мухаммеда» (то есть пророка Магомета, создателя исламского вероучения).

Халиф объединяет политические и религиозные функции. Будучи главой государства, он одновременно считался духовным лидером мусульман всего мира.

Халифат стал создаваться еще при Мухаммеде и сильно укрепился при следующих четырех халифах правильного Халифата: Абу Бакре, Умаре, Усмане и Али. Происходило это всё в VII веке нашей эры и продолжалось при правлении династий Омейядов и Аббасидов вплоть до 1258 года. Именно тогда монгольское вторжение привело к резкому ослаблению того Халифата, который именуется арабским.

Со времен пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов сменили друг друга многие халифаты, арабские по сути своей. К числу таких халифатов относятся: Праведный, Омейядский, Кордовский, Аббасидский, Фатимидский и другие.

Наиболее наступательно вел себя Омейядский халифат. Халифы, принадлежавшие к Омейядской династии, правили с 661-го по 750 годы нашей эры. В этот период арабы захватили Среднюю Азию, дошли до Пенджаба в Индии, захватили Малую Азию, большую часть Северной Африки, Кавказ, Испанию и южную Францию. С трудом удалось тогда отстоять от арабов Константинополь и избежать покорения арабами всей Франции.

Францию, да и Европу в целом, спас от арабского завоевания Карл Мартелл, дед Карла Великого. Он разгромил арабскую армию Абд ар-Рахмана в битве при Пуатье 10 октября 732 года. После этого продвижение арабов в Западную Европу действительно оказалось остановленным. Начали отвоевываться покоренные ранее арабами части южной Франции. Но Испанию арабы контролировали очень долго.

Завоевав большую часть Пиренейского полуострова за короткий период с 711 по 718 годы нашей эры, арабы полностью вернули полуостров христианам только в 1492 году при падении Гренады, последнего прибежища ислама в Испании. Таким образом, Арабский халифат, или точнее халифаты, в существенной части контролировали Испанию на протяжении семи с лишним столетий, в течение которых христиане, конечно же, вели Реконкисту, то есть войну, имеющую своей целью изгнание из Испании арабов-мусульман, именуемых маврами. Но поначалу эта Реконкиста носила достаточно слабый, хотя и упорный характер. И о настоящем полноценном вытеснении мавров из Испании вначале речи быть не могло. Несколько веков Реконкиста носила оборонительно-собирательный характер. Другой характер она получила примерно за пару столетий до взятия Гренады. Но это означает, что значительная часть Испании находилась под существенным контролем арабов-мусульман, то есть входила в их халифаты на протяжении более чем половины тысячелетия.

Ревнители халифатизма это помнят, и для них одинаково священными являются и арабские завоевания в Западной Европе, и османские завоевания в Восточной и Центральной Европе.

Теперь необходимо хотя бы вкратце обсудить проблему столкновения арабского и тюркского халифатизма.

Часть VIII. Хунну

К сожалению, история тюрок, к которой всё чаще обращаются современные турецкие национал-радикалы, не может опираться на собственно тюркскую древнюю письменную историческую традицию. Причем по понятной причине — кочевые тюркские племена подобной истории не создавали, да, в общем-то, и не могли создать. Поэтому опорного достоверного материала слишком мало. И всегда, когда такого материала мало, возникает масса разнонаправленных интерпретаций, зачастую граничащих со спекуляцией. Разбирать все такие интерпретации, отделять их от спекуляций — дело многотрудное и явно не сочетаемое с нашей заявкой на создание актуального аналитического доклада. Но вообще не обсуждать тюркскую тему, делая заявку на исследование современного политического тюркизма и его различных слагаемых, тоже нельзя.

Поэтому всё, что можно сделать — это вчитываться в древние документы исторического или околоисторического характера, созданные не самими древними кочевыми тюрками, а теми древними народами, которые по причине своей оседлости формировали определенные банки исторических сведений и включали в эти банки, кроме сведений о самих себе, еще и сведения о тех, кто их в той или иной степени беспокоил.

Самый древний оседлый высококультурный народ, который беспокоили кочевые тюрки, — это китайцы.

Великий китайский император Цинь Шихуанди (это имя означает «Первый император Цинь», настоящее имя этого государственного деятеля — Ин Чжэн), как известно, не только прекратил многовековую междоусобицу, именуемую эпохой Воюющих царств, не только централизовал власть в раздробленном до него Китае, но и провел огромные строительные работы с целью отделить Великой Китайской стеной созданное им государство от варваров-кочевников. Но и до Цинь Шихуанди, родившегося в 259 году до нашей эры, умершего в 210 году до нашей эры, правившего Китаем с 246 по 210 годы до нашей эры, существовали разрозненные сегменты этой самой Великой Китайской стены, которая была призвана защитить китайцев с севера — от кого? От набегов кочевых племен хунну, угрожавших Китаю, и описанных китайцами потому, что эти племена им угрожали.

Защита от хунну нужна была китайцам и в эпоху Воюющих царств, под которой подвел черту Цинь Шихуанди. Цинь Шихуанди просто придал этой защите от кочевников невиданный масштаб. Кочевники, по словам китайцев, нападали на китайское цивилизованное оседлое государство из-за Иншаня. Иншань — это горная система во внутренней Монголии. Она состоит из нескольких хребтов. Ее общая протяженность 650 километров, высота гор достигает двух с лишним километров.

Итак, дикие хунну грозили китайскому цивилизованному обществу из-за Иншаня. Китайцам грозили не только хунну, но и другие кочевые племена: жуны (рыжеволосые дьяволы), ди и прочие. Древние китайские источники подробно описывают разного рода варваров, угрожавших и китайской империи Чжоу, существовавшей с 1123 по 254 годы до нашей эры, и более поздней империи Хань. Все эти народы подробно обсуждались и китайскими хронистами и различного рода исследователями, включая нашего великого путешественника Пржевальского, а также Козлова, Обручева и других. Мы, к сожалению, здесь не можем на этом останавливаться. Скажем только, что среди этих кочевых народов, угрожавших с севера великому оседлому Китаю, были и некие прахуннские племена ханьюнь и хуньюй. Эти племена обитали в степи, примыкающей к южной окраине пустыни Гоби.



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2019 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1480 гостей онлайн