Карта: Yunus Emre Hatunoрlu
Война за Арктику и русский путь к миру
Николай Малишевский
Уильям Энгдаль – автор серии книг о современной геополитике, включая «Столетие войны» «Полный спектр доминирования». Связаться с ним можно через его веб-сайт www.engdahl.oilgeopolitics.net
Мы стоим на пороге беспрецедентного евразийского экономического бума – Евразийского века. Первые шаги на этом пути – это связывающие обширное экономическое пространство многочисленные мало освещаемые в прессе железнодорожные сообщения, соединяющие Китай, Россию, Казахстан и части Западной Европы. Все большему количеству людей в Европе, Африке, Ближнем Востоке и Евразии, включая Китай и Россию, становится очевидным, что их естественное стремление выстроить общий рынок стоит только перед одним главным препятствием: НАТО и навязчивая идея Полного спектра доминирования американского Пентагона. Железнодорожная инфраструктура – главный ключ к строительству новых обширных экономических рынков в Евразии.
Китай и Турция обсуждают строительство нового скоростного железнодорожного пути через всю Турцию. Если этот проект найдет свое завершение, то он станет крупнейшим железнодорожным проектом страны за все время ее существования, даже включая трассу Берлин-Багдад времен Первой мировой войны. Этот проект был, возможно, самым важным пунктом повестки дня, намного более важным, чем сирийский во время переговоров в начале апреля в Пекине между премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и китайскими лидерами. Предложенная железная дорога начинала бы свой путь из Карса на самой восточной границе с Арменией, шла бы по территории Турции до Стамбула, где соединялась бы с железнодорожным туннелем Мармарай под Босфором, находящийся сейчас в стадии строительства. Далее железнодорожная ветка продолжилась бы до Эдирне около границы с Грецией и Болгарией в Европейском союзе. Проект будет стоить приблизительно $35 миллиардов. Реализация турецкой железнодорожной ветки закончила бы китайский трансъевразийский проект Железнодорожного моста, который принесет товары из Китая в Европе, вплоть до Испании и Англии.1
Линия Карс-Эдирне уменьшила бы время прохождения поезда через Турцию на две трети – с 36 часов до 12. В соответствии с соглашением, подписанным между Китаем и Турцией в октябре 2010, Китай согласился предоставить кредит на $30 миллиардов для этой запланированной железнодорожной сети.2 Кроме того, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК), соединяющая столицу Азербайджана Баку и Карс уже строится, что весьма увеличивает стратегическое значение линии Эдирне-Карс. Для Китая это стало бы новой критической связью в его железнодорожной евразийской инфраструктуры в Евразии, дающей выход на рынки в Европе и далее.
Визит Эрдогана в Пекин был существенным и по другим причинам. Это было первая поездка столь высокого уровня турецкого премьер-министра в Китай с 1985 годв. Тот факт, что Эрдогана принял на высшем уровне вице-президент Китая Си Цзиньпин, человек, который станет следующим китайским президентом, а также была предоставлена экстраординарная возможность посетить богатую нефтью провинцию Китая Синьцзян, также показывает высокий приоритет, который Китай ставит своим отношениям с Турцией, зарождающейся ключевой стратегической силой на Ближнем Востоке.
Синьцзян – очень чувствительная часть Китая, поскольку там проживает приблизительно 9 миллионов этнических уйгуров, которые делят тюркское наследие с Турцией, так же как и номинальную приверженность турецкому суннитскому исламу. В июле 2009 года американское правительство, продвигая свои интересы через Национальный Фонд поддержки демократии (финансируемая правительством США НПО, используемая для смены режимов в целевых странах), поддержало крупное уйгурское восстание, во время которого было убито или ранено множество владельцев магазинов ханьцев. Вашингтон со своей стороны возложил ответственность за беспорядки на Пекин в рамках своей стратегии возрастающего давления на Китай.3 Во время уйгурских беспорядков в Синьцзяне в 2009 году, Эрдоган обвинил Пекин в «геноциде» и обвинял китайцев в нарушении прав человека, рискованная тема для Турции с ее курдской этнической проблемой. Похоже, экономические приоритеты обеих сторон теперь весьма повлияли на политические спекуляции. escortgirlsparis.com
1 Sunday’s Zaman, Turkey, China mull $35 bln joint high-speed railway project, Istanbul, April 14, 2012, accessed in http://www.sundayszaman.com/sunday/newsDetail_getNewsById.action?newsId=277360.
2 Ibid.
3 F. William Engdahl, Washington is Playing a Deeper Game with China, Global Research, July 11, 2009, accessed in http://www.globalresearch.ca/index.php?context=va&aid=14327.