Воскресенье, 25 Июня, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Украина и проект «Большой Европы»: США ставят перед Россией «дилемму единственной альтернативы»

Не трудно заметить, что большая дипломатическая игра между Россией и Западом вокруг Украины сейчас проходит под знаком идеологии геополитической концепции "Большой Европы". В частности, 13 февраля 2014 года в духе концепции "Большой Европы" на информационном ресурсе "Коммерсанта" была опубликована статья министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова под названием "В понимании ЕС и США "свободный" выбор за украинцев уже сделан".(1) Высказывания о стремлении создать "Большую Европу" звучат из уст российского руководства на фоне заявлений России и Европейского союза о желании укреплять торгово-экономическую взаимозависимость. Закрепленная в официальной российской концепции внешней политики концепция "Большой Европы" заставляет верить, что Россия в некоей временной перспективе выступает за создание общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока, в рамках которого было бы обеспечено свободное передвижение людей, свободный обмен товаров и услуг. Однако складывается впечатление, что звучащая с конца января риторика о "Большой Европе" является попыткой прикрыть хронические разногласия между Брюсселем и Москвой, шире - между Россией и Западом.

28 января 2014 года председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу на итоговой пресс-конференции по результатам переговоров в Брюсселе с президентом РФ Владимиром Путиным признал: "Мы не можем делать вид, что все в порядке, когда это не совсем так".(2) Украинский кризис определенно продемонстрировал, что вопреки тому, что Россия и Евросоюз, по-прежнему, называют себя "стратегическими партнерами", они жестко противостоят друг другу на постсоветском пространстве именно по стратегическому направлению, поскольку речь зашла о геополитике. Российская дипломатия объясняет "стереотипами минувшей эпохи" позицию Евросоюза в деле "расширения на Восток" в зону СНГ. В своей последней статье в "Коммерсанте" министр иностранных дел Сергей Лавров пишет, что фундамент "Большой Европы" заложен - "осталось в прошлом непримиримое идеологическое противостояние, разделявшее Европу в ХХ столетии". Но еще другой министр иностранных дел РФ Андрей Козырев в свое время признавал: "Отказавшись от мессианства, мы взяли курс на прагматизм... мы быстро пришли к пониманию, что геополитика... заменяет идеологию". Таким образом, отмена идеологии, даже в понимании Козырева, отнюдь не отменяет геополитику.

Проект "Большой Европы" буксует. Ситуация с украинским кризисом, по мнению министр иностранных дел РФ Лаврова, выводит на фундаментальные вопросы отношений между Евросоюзом и Россией. Сергей Лавров назвал "моментом истины" нынешнюю ситуацию с Украиной для отношения России и Евросоюза. Политизация торговых разногласий является дополнительным раздражителем отношений России и ЕС.

Драматические события на Украине стали, по существу, итогом сотрудничества России и ЕС как стратегических партнеров в рамках проекта "Большой Европы". На итоговой фазе этого сотрудничество окончательно определилось различное понимание проекта "Большой Европы" на Западе и в России.

Под "Большой Европой" в российском руководстве понимается создание общего пространства между Европейским и будущим Евразийским союзами в экономическом, правовом, культурном, научном и даже военно-политическом плане. Но, в отличие от банального вступления России в европейские структуры в Кремле и на Смоленской площади планируют первоначальное укрепление евразийского сообщества для того, чтобы потом сотрудничать с Европой на равных. Концепция "Большой Европы" в последней российской версии исходит из того, что на "евразийском пространстве реализуется масштабный интеграционный проект, который изначально выстраивался с учетом возможностей его гармонизации с процессами интеграции в рамках ЕС". Т. е. в идеале речь идет о взаимодействии на континенте двух равноправных интеграционных структур - ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Президент России Владимир Путин на последнем саммите Россия-ЕС в Брюсселе даже предложил изучить возможность формирования к 2020 году Зоны свободной торговли между Евросоюзом и ЕАЭС.

Официально в своих заявлениях поддерживая российские проекты региональной интеграции на пространстве СНГ, Европейский Союз не проявляет какого-либо интереса к выстраиванию отношений с Евразийским экономическим сообществом и Таможенным Союзом. Россия, в свою очередь, с самого начала подозрительно отнеслась к европейскому проекту "Восточное партнерство" с участием Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.

Понятие "общее пространство" "Большой Европы" в российском понимании предполагает присутствие на нем самостоятельных центров силы, занятых лишь гармонизацией законодательства и согласованием взаимной политики. Российским условием игры в "Единой Европе" является признание суверенного статуса РФ, поскольку де она не стремится (а ее и не приглашают) в Европейский Союз. В своей статье Лавров пишет, "что переход к принципиально новому, более высокому уровню партнерства может быть достигнут только на основе равноправия, взаимного уважения и взаимного учета интересов". Концепция равноправия и уважения суверенитета обосновывается тем, что "Россия не ставит перед собой цели вступления в Европейский Союз, и поэтому сотрудничество между этими двумя крупнейшими игроками на европейском пространстве может быть только равноправным". Между тем суверенное существование России вне ЕС и НАТО автоматически требует от нее собственного пути. И это обстоятельство прекрасно осознается в Вашингтоне и Берлине.

30 января 2014 года в обстановке кризиса на Украине т. н. специальной рабочей группой Российского совета по международным делам (РСМД) был опубликован проект под названием "Строительство Большой Европы: необходимые меры до 2030 года".(3) В означенную рабочую группу входят следующие заметные деятели: бывший министр иностранных дел и президент РСМД Игорь Иванов, бывший министр обороны Великобритания Дес Браун, бывший министр иностранных дел и министр обороны Великобритании Малколм Рифкинд, бывший министр иностранных дел Польши Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио, бывший министр обороны Франции Поль Килес, бывший министр по европейским делам и министр внешней торговли Франции Пьер Лелуш, бывший министр обороны Германии Фолькер Рюэ.

Означенная рабочая группа РСМД считает, что для "строительства Большой Европы" необходимо в приоритетном порядке сделать следующее:

1) предпринять шаги к достижению соглашения между США/НАТО и Россией в области ПРО;

2) продолжить диалог по дальнейшему сокращению ядерного оружия;

3) найти пути активизации обсуждения вопросов контроля над вооружениями в отношении обычных сил в Европе;

4) обсудить планы дальнейшего расширения НАТО.

Кроме того, как полагает рабочая группа РСМД, для взаимоотношений ЕС и России жизненно важное значение имеет достижение прогресса в урегулировании четырех "замороженных" этно-территориальных конфликтов, которые стали одним из главных препятствий на пути реализации концепции "Большой Европы". Во всех этих четырех конфликтных точках прямо затрагиваются геополитические интересы России.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 772 гостей онлайн
макеты домов квартир, mos-maket.ru obo betterman прайс, merten4you.ru Имплантация зубов в Зеленограде Имплантация зубов, centerstom.com