Визит Сергея Шойгу в Иран: итоги
23.01.2015
Источник: regnum.ru
Спасатель — это призвание и «второе я» Сергея Шойгу. Перейдя с должности министра по чрезвычайным ситуациям на пост главы оборонного ведомства, Сергей Кужугетович этому призванию не изменил. Правда, теперь он ликвидирует провалы российской внешней политики, доказательством чему служит успех его визита в Тегеран.
Однако прежде чем говорить о конкретных итогах поездки российского министра обороны, о достигнутых договоренностях между Москвой и Тегераном в сфере военно-технического сотрудничества и региональной безопасности, пару слов скажем о внутрироссийском политическом аспекте состоявшихся за несколько последних месяцев визитов Шойгу в Иран, среднеазиатские республики, Китай и Пакистан.
Почему реальные прорывы в отношениях России с Востоком вообще и с Ираном в частности осуществляют главным образом «силовики»? Думается, что ответ очевиден — «экономический блок» правительства парит в заоблачных высях либертарианства и монетаризма. Для его представителей «солнце восходит на Западе», а потому российское внешнеэкономическое сотрудничество, равно как и внешняя политика, представляется только и исключительно в связях с западными партнерами. То обстоятельство, что российское геополитическое присутствие на Востоке дает шанс для реиндустриализации — никак не укладывается в их головы. С их стремлением сократить все «непрофильные активы», от социальной сферы до армии, им вообще российское присутствие на Востоке не нужно.Стеная о дефиците российского бюджета, они видят пути его наполнения либо во внешних заимствованиях, либо в секвестрах бюджета и распродажах государственного имущества. О зарабатывании денег путем развития собственного ВПК у них речи не идет, потому как развитие промышленности для извлечения прибыли из военно-технического сотрудничества — это «алгебра», а математический аппарат «эффективных менеджеров в сфере инноваций оптимизации финансовых потоков» зациклен на арифметике — отнять и поделить. Вот поэтому конкретные задачи, насущные проблемы экономики и безопасности, вопросы сохранения российского присутствия на рынках Востока вынуждены решать силовики, презираемые отечественными либертариями. Компетенции и государственного мышления у них на это хватает. Перейдем к конкретике визита Сергея Шойгу в Тегеран.
Практическими задачами посещения российским министром обороны Ирана было, во-первых, подписание межправительственного соглашения о военном сотрудничестве, текст которого готовился сторонами с мая 2014 г., после встречи Сергея Шойгу и Хоссейна Дехгана в Москве. Во-вторых, обсуждение «афганского аспекта» региональной безопасности, точнее — тех совместных шагов, которые Москва и Тегеран могут предпринять для стабилизации этой геополитической «черной дыры». Разумеется, у Сергея Шойгу была и «сверхзадача» — убедить иранских коллег в надежности России как партнера по оборонному сотрудничеству. По сути, снять тот негатив, который возник после разрыва по распоряжению тогдашнего президента Медведева контракта на поставку в Иран комплексов С-300 и последующих абсолютно некомпетентных шагов и заявлений «оборонного» вице-премьера Рогозина.
Сложность визита заключалась и в том, что далеко не все в Тегеране были рады приезду российского министра. Часть иранской политической элиты, которая придерживается либеральных взглядов, предполагает, что сближение Москвы и Тегерана в оборонной сфере окончательно «похоронит» нормализацию отношений с США и Западом в целом. А потому уже несколько месяцев вбрасывает через местные СМИ информацию о «ненадежности» России и наличии с ней у Ирана неких «противоречий» в постсоветской Средней Азии.
Как показал визит Шойгу, усилия иранских либеральных кругов особого успеха не имели, поскольку курс военно-политического руководства Тегерана на всестороннее развитие отношений с Москвой, в первую очередь — в вопросах военно-технического сотрудничества и региональной безопасности, не изменился. Он по-прежнему пользуется поддержкой тех, кому в Иране принадлежит реальная власть, и одобрен Верховным лидером Али Хаменеи. Поэтому само подписание межправительственного соглашения о военном сотрудничестве между Россией и Ираном никаких вопросов не вызвало. Согласно этому документу, военные ведомства двух стран будут осуществлять обмен делегациями, поддерживать контакты на уровне штабов, приглашать друг друга на учения, готовить кадры и осуществлять взаимные визиты кораблей ВМФ.
Это — «официальная часть» договоренностей, сухая, протокольная и, в общем-то, достаточно куцая. Стандартный документ, не позволяющий говорить о каких-то серьезных сдвигах в оборонном сотрудничестве. Как заметил Сергей Шойгу на церемонии подписания этого соглашения, «создана теоретическая основа взаимодействия в военной области». Практическая сторона будет оформляться отдельными соглашениями. И то, что в ходе визита удалось согласовать список документов и протоколов, которые будут сейчас срочно готовиться в военных ведомствах России и Ирана, — является куда как более важным итогом визита, чем подписание обтекаемого и особо ни к чему не обязывающего межправительственного соглашения.
В первую очередь будет оформляться договорами о новом формате военно-технического сотрудничества. Ряд экспертов склонны полагать, что оно будет во многом носить пусть и выгодный, но односторонний характер — исключительно продажи в Иран российских вооружений. По сути, возвращение к ситуации 1990-2000 гг., когда Тегеран приобрел у Москвы оружия на сумму около $4 млрд. В том числе два зенитно-ракетных комплекса С-200ВЭ, 20 истребителей МиГ-29, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК, 12 вертолетов Ми-17, три дизель-электрические подлодки проекта 877ЭКМ, 126 танков Т-72С и 300 комплектов для сборки и 413 БМП-2. Или к ситуации 2000-2007 гг., когда Иран вошел в тройку стран — крупнейших получателей российских вооружений. 85% военного импорта Тегерана составляла именно продукция из России, в частности — 33 многоцелевых транспортно-боевых вертолёта Ми-171 и Ми-171Ш, 6 штурмовиков Су-25УБК, 29 комплексов «Тор-М1».
Тегеран уже перерос уровень простого «закупщика» вооружений, свидетельство чему — успехи страны в области ракетных и иных технологий, в том числе — технологий двойного назначения. Сегодня Иран стремится не просто к роли покупателя российского оружия, как бы политически не был значим этот шаг, а предлагает несколько иной уровень сотрудничества — совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Т. е. такой формат ВТС, который у России существует только с Китаем. Кроме участия Москвы в модернизации состоящей на вооружении иранских вооруженных сил российской техники, Шойгу предложили совместные проекты в вертолетостроении, ракетостроении и разработке систем технической разведки, включая сотрудничество в области производства беспилотных летательных аппаратов — БПЛА.
В этом же формате иранской стороной предлагается решить вопрос и по злополучным С-300. Тегеран, в принципе, не отказывается от предложенных взамен «трехсоток» ЗРС «Антей-2500». Но одновременно предложил России поучаствовать в модернизации уже существующих иранских S-200, которые являются копией С-300ПС, приобретенных у России в 1993 г. Самостоятельные усилия иранского ВПК в этом вопросе не дали желаемых результатов, комплекс получился откровенно «сырым», а потому Тегеран более чем заинтересован в помощи российских специалистов.