Пятница, 20 Июля, 2018
   
(8 голоса, среднее 5.00 из 5)


Реквием кафедре архитектуры
Александр Белкин

Александр Николаевич Белкин – профессор, заведующий кафедрой архитектуры Московского института коммунального хозяйства и строительства

Система образования – как ее форма, так и содержание – стала одним из последних бастионов, удерживающих целостность страны и культуры народа. Так называемое реформирование образования, планомерно ведущееся не первое десятилетие, давно не выглядит как процесс целенаправленного улучшения образования как такового, а является полем битвы политических, идеологических и экономических интересов самых разных действующих лиц. В этой связи то, что раньше было «системой образования», сегодня представляет собой пейзаж театра незавершенных военных действий, на котором среди руин и воронок еще просматриваются отдельные недобитые формирования и неразрушенные сооружения.  Сейчас мы переживаем период очередного массированного налета вражеской авиации, подкрепленного действиями диверсионных групп. Статья профессора, заведующего кафедрой архитектуры Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства А.Н. Белкина является, по существу, фронтовой сводкой, письмом с передовой. С тем лишь существенным отличием, что война-то идет, только линия фронта проходит повсюду и враг многолик. Горечь профессионала с более чем сорокалетним педагогическим стажем работы в ВУЗе, не желающего безмолвно и безропотно присутствовать на казни кафедры, в истории которой блестящие имена и подлинные достижения чувствуется и вызывает не только сочувствие, но и желание сделать все для спасения отечественного образования, а, по существу – самого Отечества.

Осенью 1978 года, через год после аспирантуры архитектурного института и защиты диссертации, я пришел работать на кафедру архитектуры ВЗИСИ –Всесоюзного заочного инженерно-строительного института. Заведующий кафедрой Николай Николаевич Миловидов – изящный невысокий человек с седеющей бородкой, сводил меня к проректору по учебной работе и отправил читать лекции в город Орехово-Зуево: там был один из многих учебно-консультационных пунктов института. Так началось мое знакомство с кафедрой, а позднее, когда я ближе познакомился с коллективом, мне сказали: «Вы отсюда никуда не уйдете, Вам здесь понравится». Незаметно и очень быстро прошли 34 года, случилось как и было предсказано.

 

ИНСТИТУТ

Институт был большим, в иные годы до 24000 студентов, и интересно устроенным. Помимо основного института в Москве, существовали учебно-консультационные пункты (УКП),  десятки которых были разбросаны по всей стране, занятия велись командированными столичными преподавателями прямо на месте. Мест этих, ставших рабочими, например, для меня, набралось довольно много: Кострома, Тамбов, Орел, Смоленск, Калининград, Орехово-Зуево, Сергиев Посад, Егорьевск, Зарайск и др.

Как и следует из названия, в институте учились заочно будущие специалисты разных инженерно-строительных профессий. Заочников было три вида: московские, закрепленные за учебно-консультационными пунктами и так называемые «внешние», дважды в год приезжавшие в Москву на месячную сессию. Москвичи учились фактически как вечерники – по две пары после работы. «Внешники», то есть те, которых трудно объединить где-либо из-за территориальной разбросанности или частой перемены мест работы и проживания,  свойственной строителям, имели очень плотный график в течение сессионного месяца, вмещавшего установочные и обзорные лекции, практические и лабораторные занятия. Контрольные и курсовые работы и проекты присылались по почте между сессиями на кафедры, проверялись, рецензировались и отсылались обратно. Так что на сессию студенты привозили исправленные по замечаниям преподавателей работы. На время дипломного проектирования все студенты превращались в очников, приезжали в Москву на несколько месяцев.

Эта форма образования была очень эффективна, с открытия в 1944 году   институтом подготовлено около 200000 инженеров строительных специальностей, многие из выпускников прославили свою «Alma Mater».

 

КАФЕДРА

Кафедра архитектуры, основополагающая в программе обучения строителей и поэтому важнейшая в институте, оказалась еще и интереснейшим творческим коллективом, состоящим из ярких неординарных личностей. Видимо, этому способствовала специфика заочного вуза, где преподаватели менее заняты воспитательной и общественной работой, студенческими практиками, поэтому  могут больше времени и сил отдать научной, методической и творческой работе. Для подтверждения этого вернее всего персоналии, пусть и краткие, и о немногих.

Борис Петрович Михайлов, заведующий кафедрой, доктор архитектуры и доктор технических наук, профессор, автор известного учебника по истории моровой и отечественной архитектуры, соавтор и редактор знаменитого двухтомника «Всеобщая история архитектуры», книг «Витрувий и Эллада», «Мосты новой Москвы».

Константин Степанович Мельников, доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор РСФСР, великий архитектор ХХ столетия, автор общеизвестных проектов и построек, во многом определивших развитие мировой архитектуры.



Комментарии  

 
+1 #1 Сергей Евгеньевич 26.09.2015 21:56
Давно знаю профессора Белкина по совместной работе во ВЗИСИ-МИКХИС-МГАКХИС. Всё,что им сказано, могу подтвердить. Был неплохой в целом ВУЗ, в котором мы работали. Гнусманы из мгсу (только с маленькой буквы и достойно называть их заведение) с помощью чиновников из министерства рейдерски захватили МИКХИС, сотрудников разогнали.
Пожелаю, чтобы и с ними произошло нечто подобное. Есть основания полагать, что их по тем же основаниям (неэффективност ь) желает прихлопнуть либерастическая высшая школа экономо-гомики. Если в самом деле произойдёт, то туда им и дорога.
 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 605 гостей онлайн