Пятница, 22 Сентября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Скрипка и немножко дорого
Илья Овчинников

Достаточно захотеть послушать классическую музыку в Москве, чтобы понять, чем западный капитализм отличается от российского

Се­зон ед­ва на­чал­ся, а в Моск­ву уже со­би­ра­ют­ся име­ни­тые гаст­ро­ле­ры: толь­ко в сен­тяб­ре у нас выс­ту­пят ди­ри­же­ры Шарль Дю­туа и Вла­ди­мир Юровс­кий, пи­а­нис­ты Анд­раш Шифф и Ма­рия Жо­ао Пи­реш, соп­ра­но Ми­рей Де­ленш, не го­во­ря уже о та­ких оте­че­ст­вен­ных звез­дах, как Ва­ле­рий Гер­ги­ев, Ми­ха­ил Плет­нев и Алек­сей Лю­би­мов. Осо­бый блеск это­му соз­вез­дию долж­ны при­дать гаст­ро­ли те­ат­ра Ла Ска­ла, ко­то­рые про­ве­дет Да­ни­эль Ба­рен­бойм, и един­ствен­ный кон­церт Лю­це­р­нско­го фес­ти­валь­но­го ор­ке­ст­ра под уп­рав­ле­ни­ем Кла­у­дио Аб­ба­до.

Ка­за­лось бы, му­зы­каль­ная жизнь рос­сийс­кой сто­ли­цы при­об­ре­та­ет впол­не ев­ро­пейс­кий ха­рак­тер. Толь­ко за пос­лед­ние пол­го­да в Моск­ве по­бы­ва­ли Чи­ка­гс­кий сим­фо­ни­чес­кий, Лон­до­нс­кий фи­лар­мо­ни­чес­кий и дру­гие — все­го не ме­нее по­лу­дю­жи­ны су­пе­рор­ке­ст­ров, не го­во­ря уже о яр­ких со­лис­тах и ан­са­мб­лях ста­рин­ной и но­вой му­зы­ки. Но по­пасть на эти кон­цер­ты мо­жет да­ле­ко не каж­дый.

Возь­мем то­го же Аб­ба­до — ве­ро­ят­но, на­и­бо­лее вы­да­ю­ще­го­ся из ны­не жи­ву­щих ди­ри­же­ров. О его кон­цер­те ста­ло из­ве­ст­но в кон­це вес­ны, объ­яв­лен­ная це­на би­ле­тов на­чи­на­лась с 1500 руб­лей (око­ло 40 ев­ро). Но очень быст­ро в отк­ры­том дос­ту­пе ос­та­лись би­ле­ты по це­не от 5000 до 15 000 руб­лей (от 125 до 375 ев­ро со­от­ве­т­ствен­но) — сум­ма, ко­то­рая ма­ло ко­му по кар­ма­ну.

Ес­ли об­ра­тить­ся к об­лас­ти по­пу­ляр­ной му­зы­ки, то зна­чи­тель­ная часть би­ле­тов на кон­церт По­ла Мак­ка­рт­ни — фи­гу­ры, впол­не со­пос­та­ви­мой с Аб­ба­до, — еще за па­ру ме­ся­цев до со­бы­тия на­хо­ди­лась в об­ще­дос­туп­ной про­да­же по це­не 4000 руб­лей. Спо­ру нет, 100 ев­ро — то­же сум­ма не ма­лень­кая; и все же аб­со­лют­ная уни­каль­ность фи­гу­ры Мак­ка­рт­ни зас­та­ви­ла бит­ло­ма­нов рас­ко­ше­лить­ся ра­ди глав­но­го шоу в их жиз­ни. По­чи­та­те­ли же ака­де­ми­чес­кой му­зы­ки, увы, ча­ще при­над­ле­жат к ме­нее обес­пе­чен­ной час­ти пуб­ли­ки; сре­ди мос­ко­вс­ких ме­ло­ма­нов, всю жизнь меч­тав­ших ус­лы­шать Кла­у­дио Аб­ба­до, вряд ли мно­го тех, кто спо­со­бен вы­ло­жить за би­ле­ты 5000–7000 руб­лей.

На по­доб­ные ла­мен­та­ции обыч­но от­ве­ча­ют: дес­кать, хо­ти­те в Ев­ро­пу — так по­лу­чай­те ев­ро­пейс­ких ар­тис­тов по ев­ро­пейс­ким же це­нам. Так лю­бят го­во­рить предс­та­ви­те­ли рос­сийс­ких кон­це­рт­ных ор­га­ни­за­ций, ко­то­рым прек­рас­но из­ве­ст­но ре­аль­ное по­ло­же­ние дел. Они лу­ка­вят: нап­ри­мер, би­ле­ты на кон­цер­ты Бер­ли­нс­ко­го фи­лар­мо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра — от бли­жай­ших до но­ябрьс­ких — в его род­ном за­ле мож­но ку­пить по це­не от 25 до 90 ев­ро. На кон­цер­ты и спек­так­ли Бер­ли­нс­кой опе­ры, ко­то­рую возг­лав­ля­ет Да­ни­эль Ба­рен­бойм, мож­но по­пасть, зап­ла­тив от 15 до 220 ев­ро (и это са­мые-са­мые до­ро­гие).

Впро­чем, Бер­лин из­вес­тен сво­и­ми де­мок­ра­тич­ностью и от­но­си­тель­ной де­ше­виз­ной; заг­ля­нем в бо­лее до­ро­гую Ве­ну. За счи­тан­ные дни до выс­туп­ле­ния в Моск­ве тот же Лю­це­р­нский фес­ти­валь­ный ор­кестр под уп­рав­ле­ни­ем Аб­ба­до предс­тав­ля­ет иден­тич­ную прог­рам­му: би­ле­ты сто­ят от 30 до 125 ев­ро. В трех ча­сах ез­ды от Ве­ны — Зальц­бург, где толь­ко что за­кон­чил­ся лет­ний фес­ти­валь, счи­та­ю­щий­ся од­ним из на­и­бо­лее до­ро­гих во всем ми­ре. Здесь би­лет на опер­ный спек­такль мо­жет сто­ить до 300 ев­ро, но есть би­ле­ты и по 40, и да­же по 15 — на сто­я­чие мес­та для на­и­ме­нее обес­пе­чен­ных. А в Ве­не на то­го же Ба­рен­бой­ма или Аб­ба­до всег­да мож­но ку­пить сто­я­чий би­лет за 8 ев­ро. Та­кая це­на по кар­ма­ну лю­бо­му — да­же ря­до­во­му мос­ко­вс­ко­му пен­си­о­не­ру. Прав­да, и сто­ять це­лый час на но­гах ему неп­рос­то, но в Ве­не или Бер­ли­не раз­ре­ша­ет­ся брать с со­бой по­душ­ки и склад­ные стулья.

Ис­ку­с­ство долж­но быть дос­туп­но всем — это ак­си­о­ма пов­сю­ду, кро­ме Моск­вы.

У нас би­ле­ты на гаст­ро­ли Ла Ска­ла в Боль­шом те­ат­ре пред­ла­га­ют­ся по це­не от 3500 до 25000 руб­лей (от 88 до 625 ев­ро со­от­ве­т­ствен­но). До­ба­вим аб­со­лют­ную неп­роз­рач­ность как це­но­об­ра­зо­ва­ния, так и про­цес­са про­да­жи би­ле­тов. Их нель­зя ку­пить на сай­те Боль­шо­го те­ат­ра — толь­ко в од­ном из мно­го­чис­лен­ных би­лет­ных агентств. И ес­ли на сай­тах Бер­ли­нс­кой фи­лар­мо­нии или опе­ры ссыл­ка «Tickets» на­хо­дит­ся на са­мом вид­ном мес­те, то на сай­те Боль­шо­го вы най­де­те лишь раз­дел «Ви­зит в те­атр»: там на са­мом вид­ном мес­те кра­су­ет­ся ссыл­ка «Гра­фик пред­ва­ри­тель­ной про­да­жи би­ле­тов на де­кабрь 2012 г.». Са­ма про­це­ду­ра по­куп­ки не­о­бык­но­вен­но слож­на: не­об­хо­ди­мо прис­лать пред­ва­ри­тель­ную за­яв­ку с ука­за­ни­ем но­ме­ра пас­пор­та и фа­ми­лии. Пред­по­ла­га­ет­ся, что так сде­ла­но в це­лях борь­бы с пе­ре­куп­щи­ка­ми, но по­че­му тог­да би­ле­ты на Ла Ска­ла по­па­ли к ним прак­ти­чес­ки в пол­ном объ­е­ме?

Ны­неш­нее ру­ко­во­д­ство Мос­ко­вс­кой фи­лар­мо­нии, ор­га­ни­зу­ю­щей кон­церт Аб­ба­до, на­хо­дит­ся у ру­ля чуть ме­нее де­ся­ти лет. За это вре­мя уда­лось сде­лать очень мно­гое: вдох­нуть жизнь в по­лу­ме­рт­вую ор­га­ни­за­цию, рас­ши­рить и раз­но­об­ра­зить ее кон­це­рт­ную афи­шу, при­вез­ти в Моск­ву це­лый ряд гаст­ро­ле­ров, о ко­то­рых рань­ше не при­хо­ди­лось и меч­тать. Но вмес­те с тем в соз­на­нии пуб­ли­ки и жур­на­лис­тов изо всех сил ста­ра­ют­ся уко­ре­нить предс­тав­ле­ние об ака­де­ми­чес­кой му­зы­ке как о биз­не­се, ко­то­рый дол­жен при­но­сить день­ги. По ми­ро­вым стан­дар­там эта сом­ни­тель­ная ак­си­о­ма — в луч­шем слу­чае по­луп­рав­да. Это хо­ро­шо по­ни­ма­ют в Ев­ро­пе, где к ор­га­ни­за­ции фес­ти­ва­лей и кон­цер­тов прив­ле­ка­ют спон­со­ров, поз­во­ляя пуб­ли­ке по­ку­пать би­ле­ты хоть за 300 ев­ро, хоть за 15. И не хо­тят по­ни­мать в Моск­ве, ус­та­нав­ли­вая не­подъ­ем­ные це­ны на би­ле­ты.

Ака­де­ми­чес­кая му­зы­ка на­хо­дит путь к слу­ша­те­лю труд­нее, чем по­пу­ляр­ная; имен­но по­э­то­му се­год­ня по все­му ми­ру ста­ра­ют­ся этот путь сок­ра­тить — сде­лать клас­си­ку дос­туп­ной и ин­те­рес­ной для пуб­ли­ки. Она дав­ным-дав­но пе­рес­та­ла от­но­сить­ся к сфе­ре эли­тар­но­го пот­реб­ле­ния: сту­ден­ты и ста­ри­ки, до­мо­хо­зяй­ки и де­ти с удо­воль­стви­ем хо­дят на та­кие кон­цер­ты. У нас же буд­то на­роч­но все де­ла­ет­ся для то­го, что­бы но­вый слу­ша­тель не при­шел в фи­лар­мо­нию или Боль­шой те­атр: слиш­ком мно­гое вок­руг го­во­рит ему о том, что эта об­ласть куль­ту­ры не толь­ко скуч­на, но и не­дос­туп­на.

Кто имен­но за это в от­ве­те: об­щая эко­но­ми­чес­кая си­ту­а­ция, чья-то жад­ность, по­ли­ти­ка Мин­куль­та — оп­ре­де­лен­но ска­зать труд­но. Но все вмес­те выг­ля­дит как важ­ный пункт в не­объ­яв­лен­ной го­су­да­р­ствен­ной прог­рам­ме кон­сер­ви­ро­ва­ния не­ве­же­ст­ва на­ции.

Источник: openspace.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 590 гостей онлайн