Говорят, что сегодня мало молодых людей идут в музыку, меньше талантов. Вы чувствуете эту проблему?
– Так всегда говорят, но этого нет и никогда не будет.
Проблема России совсем в другом, а именно в том, что все молодые и талантливые уезжают. Все педагоги уехали, так что молодым здесь и учиться-то негде. Поэтому молодые люди едут учиться в Германию, там и остаются. При советской власти пропаганда выделяла артистов, музыкантов, поддерживала спортсменов, а сейчас обществу вполне достаточно телевизора.
Людям этого напрямую не говорят, конечно. Но не делают ничего, поэтому все уезжают. Раньше ты принадлежал к элите общества, а сейчас быть музыкантом стало не очень престижно, потому что зарабатывают мало.
Элита сейчас в политике…
– Нет, депутатов не уважают сильно. Элитой называют тех, у кого много денег. Сейчас – и это недостаток капитализма – все решают деньги. И это чуть-чуть России не подходит. Хотя я предпочитаю капитализм.
Вы имеете доступ к главным лицам страны, можете им что-то сказать…
– Сколько я говорил! И благодаря моим разговорам пять великих учреждений культуры, в их числе наш оркестр, Большой и Кировский театры получили гранты президента. Все произошло благодаря одному человеку – Путину, который быстро решил вопрос.
У нас все решить может только один человек – такая в России традиция. Какая бы ни была система, мы привыкли, что царь-батюшка может все, а остальные не могут ничего. Все-таки в 10 раз повысить сразу зарплату – это большое дело.
Но, к сожалению, принципиально это вопрос не решило. Потому что принципиальное решение в том, что всем российским оркестрам нужно совсем другое финансирование. В оркестрах люди с высшим образованием получают 5 тыс. рублей. Это ниже не только прожиточного уровня, это ниже пенсии.
А еще неправильно, что от ВВП на культуру идет 0,6%. Но этот вопрос я решить не могу, его может решить только общество.
А что в идеале надо сделать?
– Настоящее искусство никогда не бывает самоокупаемым. Поэтому в первую очередь нужны деньги.
Деньги не обязательно должно давать государство. Раньше папа римский заказывал работы великим художникам. На Сикстинскую капеллу папа Сикст дал Микеланджело 480 тыс. А князья в Германии или правители в раздробленной Италии – все хотели показать, что они образованнее, чем сосед, и перекупали художников, музыкантов, каждый у себя в столице устраивал что–нибудь этакое… Поэтому, приезжая в Италию сейчас, вы каждый город воспринимаете как столицу, там везде художественные академии и музеи. В Германии каждый курфюрст стремился получить своего Моцарта. Потом культуру стали поддерживать богатые люди, как в Америке, например. В Англии государство тоже дает деньги на культуру, но по большей части ее поддерживает общество.
А у нас, пока общество не появится, это должно делать государство.
Сегодня в России есть богатые люди, но они, кроме футбола, ничего не знают. Они даже не знают, что такое филармония. Ну, бывают исключения, как Тимченко, например, который в самое сложное время тайно давал моему оркестру большую сумму несколько лет.
Он сам давал или его Путин попросил?
– Путин об этом ничего даже не знал, Тимченко давал по собственной инициативе.
Я с ним знаком достаточно хорошо, и он из тех, кто понимает, что такое культура. Но такие, как он, – это редкие исключения, подтверждающие правило. Кстати, крупные проекты на «Площади Искусств» мы делаем тоже благодаря Тимченко.
Источник: dp.ru