Вторник, 24 Октября, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)


Скромная эпопея («Орда»)
Роман Волохов

На­до приз­нать, та­та­ро-мон­гольс­кое иго и пра­вос­ла­вие (точ­нее ис­тин­ная ве­ра) в пос­лед­нее вре­мя не осо­бен­но вол­ну­ют умы на­ших ки­но­де­лов. К луч­ше­му ли, к худ­ше­му – каж­до­му ре­шать для се­бя, но, ви­ди­мо, пос­ле та­ких филь­мов, как «Мон­гол» и «Царь» ник­то не ре­ша­ет­ся всерь­ез зат­ра­ги­вать эти те­мы. Точ­нее, не ре­шал­ся. Анд­рей Прош­кин, не са­мый из­ве­ст­ный ав­тор шес­ти кар­тин, от­ва­жил­ся скрес­тить эти два яв­ле­ния, пе­ре­не­ся на эк­ран ис­то­рию ис­це­ле­ния Тай­ду­лы, ма­те­ри ха­на Зо­ло­той Ор­ды (7-ого) мит­ро­по­ли­том Алек­си­ем.

«Ор­да» Прош­ки­на есть не что иное, как вы­со­ко­бюд­жет­ный арт-ха­ус. Это мод­ное нын­че сло­веч­ко здесь как нель­зя кста­ти: нес­мот­ря на от­су­т­ствие не­о­быч­ных ра­кур­сов съ­ем­ки, ди­а­ло­гов или спо­со­бов пос­та­нов­ки, это ки­но яв­но не для всех. Для нем­но­гих – сов­сем нем­но­гих, так что лишь мо­лит­ва «Это все из-за идеи, а не де­нег ра­ди» спо­соб­на оп­рав­дать его не­ма­лень­кий (по рос­сийс­ким мер­кам) бюд­жет.

В то же вре­мя, спра­вед­ли­вос­ти ра­ди, нель­зя не от­ме­тить фи­лиг­ран­ную и оче­вид­но гран­ди­оз­ную ра­бо­ту де­ко­ра­то­ров и сти­лис­тов. Бла­го­да­ря этой ра­бо­те ат­мос­фе­ра той эпо­хи бы­ла вос­соз­да­на пу­га­ю­ще дос­то­вер­но: грязь, пыль, кровь, ба­ла­хо­ны, ук­ра­ше­ния, ря­сы, ору­жие, зда­ния и под­ва­лы, ба­ни и пе­чи – все это за­во­ра­жи­ва­ет и от­тал­ки­ва­ет од­нов­ре­мен­но. Слов­но на­чи­на­ешь ощу­щать от­го­лос­ки все­го то­го, че­рез что приш­лось прой­ти мит­ро­по­ли­ту. А за­од­но и не­под­дель­ную ра­дость от осоз­на­ния то­го, в ка­кую, нес­мот­ря на все ее не­дос­тат­ки, ци­виль­ную эпо­ху мы жи­вем. Мы счаст­лив­чи­ки.

Но, ра­зу­ме­ет­ся, это не ос­нов­ной по­сыл ки­но­лен­ты (ско­рее по­боч­ный). Рас­поз­на­ва­ние ос­нов­но­го нап­ря­мую за­ви­сит от ми­ро­во­з­зре­ния каж­до­го зри­те­ля. К при­ме­ру, ваш по­кор­ный без­бож­ный слу­га без­мо­лв­ные раз­мыш­ле­ния о чу­де­сах, ис­пы­та­ни­ях ве­рой и мо­раль­ных воп­ро­сах ес­ли и разг­ля­дел, то да­ле­ко не так яр­ко и яв­но, как ожи­дал. Вмес­то это­го он уви­дел, как ре­жис­сер, сни­мая ис­то­рию о са­мо­по­же­рт­во­ва­нии и са­мо­от­ре­че­нии, вне­зап­но свел все стра­да­ния свя­то­го че­ло­ве­ка на нет. При­чем сам то­го не по­доз­ре­вая.

Ли­бо очень да­же по­доз­ре­вая, от­че­го ему хоть сей­час мож­но наз­на­чать епи­тимью за та­кое ко­щу­н­ство. А де­ло все в том, что пос­ле всех не­у­дач це­ли­те­лей и ле­ка­рей, пос­ле ра­зоб­ла­че­ния всех Гуд­ви­нов в воз­мож­ное чу­до ве­рить прос­то пе­рес­та­ешь. Ког­да же оно все-та­ки про­ис­хо­дит, го­лос ра­зу­ма мо­мен­таль­но ста­но­вит­ся по стой­ке смир­но и ра­пор­ту­ет о том, что су­ще­ст­ву­ют та­кие ве­щи, как, нап­ри­мер, снеж­ная оф­таль­мия. И что нез­ря­чий проз­рел не­о­бя­за­тель­но по во­ле Гос­по­да, но ско­рее все­го по во­ле веч­но-сле­по­го слу­чая.

Но са­мое ин­те­рес­ное зак­лю­ча­ет­ся в том, Как все это Прош­кин нам пре­под­но­сит. Ат­мос­фе­ра Сред­ней Азии Тем­ных ве­ков – это од­но, дру­гое де­ло, что ре­жис­сер, на па­ру с опе­ра­то­ром, и са­ми ока­за­лись без ума от ви­зу­аль­но­го ре­зуль­та­та ра­бо­ты их по­до­печ­ных. Как след­ствие: действие раз­ви­ва­ет­ся очень (Caps lock при­ме­нять бес­смыс­лен­но – ма­ло­ва­то бу­дет) нес­пеш­но. Ду­эт сей сма­ку­ет каж­дую сце­ну, каж­дый кадр, каж­дое дви­же­ние каж­до­го ге­роя. По­ка про­ис­хо­дит действие, ус­пе­ва­ешь разг­ля­деть бук­валь­но каж­дую ме­лочь. Что вдвой­не обид­но, учи­ты­вая то, что ни од­на из них ни­ко­им об­ра­зом на сю­жет не вли­я­ет.

Это, ра­зу­ме­ет­ся, вы­ли­ва­ет­ся в об­щую за­тя­ну­тость лен­ты. В иных кар­ти­нах по­доб­ная ис­то­рия прек­рас­но, в пол­ном объ­е­ме про­хо­дит фо­ном, здесь же вся­кая пыт­ка рас­тя­ги­ва­ет­ся не­и­мо­вер­но, прев­ра­щая са­мо вре­мя – в еще од­но ору­дие му­чи­те­лей. Толь­ко му­ча­ют те­перь зри­те­лей, а не толь­ко стар­ца. Все это, бе­зус­лов­но, де­ла­ет кар­ти­ну на­сы­щен­ной и жи­вой, но обы­ден­ность есть обы­ден­ность (а то, что нам по­ка­зы­ва­ют на эк­ра­не, в те вре­ме­на не бы­ло из ря­да вон вы­хо­дя­щим) – хоть в Сред­не­ве­ковье, хоть в 41-ом ве­ке. По­доб­ная чрез­мер­ная со­зер­ца­тель­ность быст­ро при­е­да­ет­ся.

При всей сво­ей пре­тен­зии на масш­таб­ность, при всех ланд­шаф­тах, го­ро­дах и ко­ли­че­ст­ве действу­ю­щих лиц, «Ор­да» все­ми си­ла­ми стре­мит­ся к ка­мер­нос­ти. В чем ей уве­рен­но по­мо­га­ет твер­дая фик­са­ция на глав­ном ге­рое, Мит­ро­по­ли­те Алек­сии, слав­ном про­дол­жа­те­ле дел Хрис­то­вых. Здесь же, кста­ти, мож­но де­лить фильм на две не­рав­ные час­ти: за­вяз­ка, в ко­то­рой ос­нов­ные со­бы­тия кру­тят­ся в се­мей­ном кру­гу ха­на и ос­нов­ное действие, в ко­то­ром Алек­сий «со­вер­ша­ет чу­до». Гру­бо го­во­ря, «Ор­да» к се­ре­ди­не прев­ра­ща­ет­ся в фильм од­но­го ак­те­ра, Мак­си­ма Су­ха­но­ва.

К его чес­ти, спра­вил­ся он прек­рас­но. Опус­кая под­роб­нос­ти съ­е­мок (че­рез ка­кие гря­зи, кам­ни и рва­ные ба­ла­хо­ны ему приш­лось прой­ти), грех не от­ме­тить его пол­ную са­мо­от­да­чу, ко­то­рая ощу­ща­ет­ся бук­валь­но в каж­дом кад­ре, спо­соб­ном пох­вас­тать­ся его ли­цом. Ра­бо­та бы­ла про­де­ла­на ог­ром­ная, это вид­но – что по вхож­де­нию в об­раз, что по са­мой иг­ре. И ре­зуль­тат, как ока­за­лось, то­го сто­ил: нес­мот­ря на не­бо­га­тый вы­бор из сми­ре­ния и бо­ли, нес­мот­ря на внеш­ний вид, пер­со­наж по­лу­чил­ся уди­ви­тель­но жи­вой и да­же при­тя­га­тель­ный.

Не ме­нее ко­ло­рит­ным вы­шел и хан Джа­ни­бек Ино­кен­тия Да­ка­я­ро­ва. Узур­па­тор, чьи по­вад­ки и внеш­ность пол­ностью со­от­ве­т­ству­ют ха­рак­те­ру. Прав­да, Ро­зе Хай­рул­ли­ной чис­то внеш­не он в сы­новья го­дит­ся лишь с нес­ла­бой на­тяж­кой (спи­шем это на шту­ка­тур­ку, ко­то­рую бед­ной акт­ри­се при­хо­ди­лось но­сить прак­ти­чес­ки неп­ре­рыв­но), но об­щее впе­чат­ле­ние все это, сла­ва Бо­гу, не пор­тит.

На­пос­ле­док грех не от­ме­тить еще од­но­го нез­на­чи­тель­но­го, но очень ин­те­рес­но­го ге­роя – сот­ни­ка Джа­ни­бе­ка, в ис­пол­не­нии Да­у­ле­та Аб­ды­га­па­ро­ва. Ге­роя, от­те­ня­ю­ще­го яр­кие эмо­ции всех ос­таль­ных. Спо­кой­ный, мол­ча­ли­вый, внеш­не по­кор­ный. Но за лю­бо­пыт­ным, как бы ску­ча­ю­щим взгля­дом, то и де­ло прог­ля­ды­ва­ет­ся кон­тур или бун­та­ря, или муд­ре­ца. А мо­жет, и то­го и дру­го­го? Сло­вом, пер­со­наж по­лу­чил­ся иск­лю­чи­тель­но ин­те­рес­ный.

Те­ма ис­то­рии Сред­ней Азии, Чин­ги­зи­дов и их ига се­бя, ко­неч­но, не ис­чер­па­ла – как и те­ма Древ­ней Ру­си и пра­вос­ла­вия. Но «Ор­да» не ска­за­ла обо всем этом и по­ло­ви­ны. Чу­да не слу­чи­лось: при­леж­ная и ам­би­ци­оз­ная ре­жис­су­ра не смог­ла прев­ра­тить скром­ный сце­на­рий в эпос. Да и мис­ти­ки не по­лу­чи­лось. А по­се­му нам ос­та­ет­ся лишь ждать сле­ду­ю­щей по­пыт­ки, чь­ей бы то ни бы­ло.

Источник: kinonews.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 798 гостей онлайн