Среда, 20 Июня, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Особенности российского производства телесериалов

Особенности российского производства телесериалов — совокупность характерных черт процессов создания и распространения многосерийных телевизионных фильмов в постсоветской России.

Сериалы — телевизионные фильмы с продолжением — появились в мире в начале телевизионной эпохи, став развитием идеи радиосериалов.[1] В Советском Союзе первым отечественным телесериалом стала 4-серийная военная приключенческая драма «Вызываем огонь на себя» (1964),[2] первым зарубежным сериалом — показанная Центральным телевидением СССР в 1971 году 26-серийная британская теленовелла «Сага о Форсайтах» (1967).[3]

В перестроечные годы страна познакомилась с латиноамериканскими и американскими «мыльными операми». В 1990-е годы российский зритель начал проявлять настойчивый интерес к показу отечественной действительности, и телеэкраны наполнили вначале адаптированные, а затем и оригинальные российские телепостановки разных жанров и продолжительности.[4]

Рынок сериалов в России стремительно рос вплоть до второй половины 2000-х годов,[5] к российским продюсерским компаниям и некоторым (немногим) сериалам проявили интерес зарубежные рынки.[6][7] Ведущим трендом российского сериала 2000-х годов стало упрощенчество, что с неудовлетворением отмечали сами кинопроизводители.[8][9][10] Во второй половине 2000-х годов российский рынок телесериалов достиг пика и замедлил рост. Процессы стагнации усилил экономический кризис 2008—2009 годов.[11]

В России второго десятилетия XXI века специалисты ожидают увеличения доли зарубежных фильмов, роста так называемых «вертикальных показов» (одна серия-фильм показывается в определённое время определённого дня единожды в неделю), появления качественных по содержанию и исполнению сериалов. Ожидается также, что продюсерские центры и телеканалы в процессе пополнения собственных библиотек прав на показ телеконтента не смогут избежать споров. В целом же спрос на телесериалы в России не изменится.[12][13][14]

Жанр

Причины успеха

Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра «Амедиа» Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора — это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста.[14] Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений.[15]

Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана.[4] По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик. Главное её требование — если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.[14]

Наконец, популярности сериалов способствует не только зрительский интерес, но и те возможности, что открываются перед социальными инженерами и политиками. PR-теоретик Геннадий Почепцов в книге «Информационные войны» объясняет механизмы использования сериалов в целях политической разведки и пропаганды — здесь при помощи сериалов можно изучать представления и стереотипы массового национального сознания, формировать стиль жизни и личные потребности как конкретного человека, так и социальных групп.[16]

Автор книги «Психическое телевидение» Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов.[17][18] Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий.[4]

История

Жанр сериалов появился в 1930-е годы в США, когда радиостанции стали ежедневно в одно и то же время транслировать радиопостановки, прерывающиеся на самом интересном месте, что заставляло слушателя включать радио на следующий день. А поскольку первыми крупными рекламодателями во время сериального эфира стали производители стиральных порошков и мыла, «многосерийные» радиоспектакли были прозваны «мыльными операми».[1]

С появлением массового телевидения за рубежом сериал немедленно перекочевал на телеэкраны. В январе 1937 года на радио NBC появился сериал «Путеводный свет» (Guiding Light). С 1952 года он стал выходить в дневном эфире телеканала CBS. Сериал попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая длинная «мыльная опера» в мире, он был закрыт в сентябре 2009 года из-за снижения рейтингов.[19] В 2006 году зрительская аудитория всех сериалов мира оценивалась приблизительно в 2 млрд человек, а ежегодные инвестиции в создание сериалов — в $800 млн.[20]

Советские зрители не были знакомы с длившимися не один год телеэпопеями, но в СССР с 1964 года[4] существовало популярное у зрителей многосерийное телевизионное художественное кино — фильмы с завершённой логикой сюжета и ограниченным числом серий.[3][21] Первая «мыльная опера», 100-серийная бразильская мелодрама «Рабыня Изаура» (1976—1977), появилась на советских телеэкранах в сокращённом варианте в 1988—1989 году.[1][22]

Спустя несколько лет, уже в постсоветской России, возник зрительский спрос на показ не зарубежной, но собственной жизни — и на экране стали появляться сериалы российского производства. Вначале были перемонтированы любимые зрителями советские многосерийные телефильмы («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов») и сняты первые короткие современные («Мелочи жизни», «Горячев и другие») и исторические («Графиня де Монсоро», «Королева Марго», «Петербургские тайны») сериалы.

В 1997/1998 году на экраны вышел ставший популярнейшим первый российский детективный сериал «Улицы разбитых фонарей». Стали появляться компании по производству телесериалов, а сами сериалы стали одним из козырей в конкурентной борьбе российских телеканалов. В начале 2000-х годов, с расцветом развлекательного телевидения в стране, российские сериалы начали вытеснять зарубежные.[4]

 



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №19, март 2018

Константин Бабкин:.
«Мы сформируем образ России будущего – той России, которую мы построим и в которой долго и счастливо будут жить наши дети и внуки»

стр. 8

Интервью президента промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, сопредседателя Московского экономического форума Константина Анатольевича Бабкина альманаху «Развитие и экономика».



Руслан Гринберг:
«Теперь нет никаких олигархов – есть магнаты, а над магнатами царствуют бюрократы. Это кланово-бюрократическая структура»

стр. 18

Интервью члена-корреспондента РАН, научного руководителя Института экономики РАН Руслана Семёновича Гринберга альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Глазьев.
Создание системы управления развитием экономики на основе научных знаний о закономерностях ее развития

стр. 40

Программная статья одного из ведущих экономистов России, в которой рассмотрен широкий спектр насущных проблем экономической политики.



Вардан Багдасарян.
Постиндустриализм как когнитивное оружие

стр. 94

Деиндустриализация и постиндустриальное общество являются инструментами и факторами современной войны.



Александр Нагорный:
«Россия перед выбором: сдаться Америке или учиться у Китая?»

стр. 146

Интервью заместителя председателя Изборского клуба Александра Алексеевича Нагорного альманаху «Развитие и экономика».



Сергей Белкин.
Советская индустриализация в искусстве

стр. 230

Как с помощью литературы, живописи, скульптуры «производить» энтузиазм?

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 1326 гостей онлайн