Пятница, 22 Сентября, 2017
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)


Особенности российского производства телесериалов

Особенности российского производства телесериалов — совокупность характерных черт процессов создания и распространения многосерийных телевизионных фильмов в постсоветской России.

Сериалы — телевизионные фильмы с продолжением — появились в мире в начале телевизионной эпохи, став развитием идеи радиосериалов.[1] В Советском Союзе первым отечественным телесериалом стала 4-серийная военная приключенческая драма «Вызываем огонь на себя» (1964),[2] первым зарубежным сериалом — показанная Центральным телевидением СССР в 1971 году 26-серийная британская теленовелла «Сага о Форсайтах» (1967).[3]

В перестроечные годы страна познакомилась с латиноамериканскими и американскими «мыльными операми». В 1990-е годы российский зритель начал проявлять настойчивый интерес к показу отечественной действительности, и телеэкраны наполнили вначале адаптированные, а затем и оригинальные российские телепостановки разных жанров и продолжительности.[4]

Рынок сериалов в России стремительно рос вплоть до второй половины 2000-х годов,[5] к российским продюсерским компаниям и некоторым (немногим) сериалам проявили интерес зарубежные рынки.[6][7] Ведущим трендом российского сериала 2000-х годов стало упрощенчество, что с неудовлетворением отмечали сами кинопроизводители.[8][9][10] Во второй половине 2000-х годов российский рынок телесериалов достиг пика и замедлил рост. Процессы стагнации усилил экономический кризис 2008—2009 годов.[11]

В России второго десятилетия XXI века специалисты ожидают увеличения доли зарубежных фильмов, роста так называемых «вертикальных показов» (одна серия-фильм показывается в определённое время определённого дня единожды в неделю), появления качественных по содержанию и исполнению сериалов. Ожидается также, что продюсерские центры и телеканалы в процессе пополнения собственных библиотек прав на показ телеконтента не смогут избежать споров. В целом же спрос на телесериалы в России не изменится.[12][13][14]

Жанр

Причины успеха

Телесериалы развлекают зрителя, в этом основная причина массового успеха жанра. Руководитель продюсерского центра «Амедиа» Александр Акопов отмечает, что человек у телевизора — это человек, ожидающий развлечений, это человек отдыхающий, человек вне возраста.[14] Тем более обречённым на успех жанр становится в эпоху перемен, когда, по убеждению немецкого философа Вальтера Беньямина, человеческая психика ожидает не созерцания, а развлечений.[15]

Привязанности зрителя к сериалам способствует и быстро формирующаяся привычка к просмотру понравившегося фильма. Социологи объясняют, что сериал как феномен массовой культуры представляет собой упорядоченный в требуемой последовательности набор клише: сюжетных ходов, ситуаций, реплик. Это делает телепродукт комфортным для просмотра, а обязательная интрига в сюжете удерживает зрителя у экрана.[4] По словам Александра Акопова, зрительская аудитория в принципе всегда и везде одинакова, вне зависимости от своих характеристик. Главное её требование — если ей что-то нравится, она хочет это ещё и ещё, снова и снова, она желает, чтобы действо не заканчивалось.[14]

Наконец, популярности сериалов способствует не только зрительский интерес, но и те возможности, что открываются перед социальными инженерами и политиками. PR-теоретик Геннадий Почепцов в книге «Информационные войны» объясняет механизмы использования сериалов в целях политической разведки и пропаганды — здесь при помощи сериалов можно изучать представления и стереотипы массового национального сознания, формировать стиль жизни и личные потребности как конкретного человека, так и социальных групп.[16]

Автор книги «Психическое телевидение» Дуглас Рашкофф, не заглядывая так глубоко в политику, обращает внимание на то, что при помощи сериалов можно распространять в социуме трансформирующие культуру идеи-директивы, и в этом, на взгляд Рашкоффа, заключается главная задумка и главный интерес создателей телесериалов.[17][18] Предметом же интереса исследователей, по словам социолога Веры Зверевой, становится конструируемая сериалами реальность, динамика этой конструкции, содержание транслируемых публике посланий.[4]

История

Жанр сериалов появился в 1930-е годы в США, когда радиостанции стали ежедневно в одно и то же время транслировать радиопостановки, прерывающиеся на самом интересном месте, что заставляло слушателя включать радио на следующий день. А поскольку первыми крупными рекламодателями во время сериального эфира стали производители стиральных порошков и мыла, «многосерийные» радиоспектакли были прозваны «мыльными операми».[1]

С появлением массового телевидения за рубежом сериал немедленно перекочевал на телеэкраны. В январе 1937 года на радио NBC появился сериал «Путеводный свет» (Guiding Light). С 1952 года он стал выходить в дневном эфире телеканала CBS. Сериал попал в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая длинная «мыльная опера» в мире, он был закрыт в сентябре 2009 года из-за снижения рейтингов.[19] В 2006 году зрительская аудитория всех сериалов мира оценивалась приблизительно в 2 млрд человек, а ежегодные инвестиции в создание сериалов — в $800 млн.[20]

Советские зрители не были знакомы с длившимися не один год телеэпопеями, но в СССР с 1964 года[4] существовало популярное у зрителей многосерийное телевизионное художественное кино — фильмы с завершённой логикой сюжета и ограниченным числом серий.[3][21] Первая «мыльная опера», 100-серийная бразильская мелодрама «Рабыня Изаура» (1976—1977), появилась на советских телеэкранах в сокращённом варианте в 1988—1989 году.[1][22]

Спустя несколько лет, уже в постсоветской России, возник зрительский спрос на показ не зарубежной, но собственной жизни — и на экране стали появляться сериалы российского производства. Вначале были перемонтированы любимые зрителями советские многосерийные телефильмы («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов») и сняты первые короткие современные («Мелочи жизни», «Горячев и другие») и исторические («Графиня де Монсоро», «Королева Марго», «Петербургские тайны») сериалы.

В 1997/1998 году на экраны вышел ставший популярнейшим первый российский детективный сериал «Улицы разбитых фонарей». Стали появляться компании по производству телесериалов, а сами сериалы стали одним из козырей в конкурентной борьбе российских телеканалов. В начале 2000-х годов, с расцветом развлекательного телевидения в стране, российские сериалы начали вытеснять зарубежные.[4]

 



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 594 гостей онлайн