Суббота, 24 Февраля, 2018
   
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

20 февраля 1877 года состоялась премьера балета «Лебединое озеро»

В 1877-м году этот балет вызвал шквал критики, а спустя десятилетия стал визитной карточкой советского искусства. 20 февраля 1877 года в Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро».

Петр Чайковский взялся за партитуру к «Лебединому озеру» в 1875 году по заказу Большого театра. Обещали 800 рублей – огромные по тем временам деньги. А 35-летний композитор был стеснен в средствах.

Автором либретто балета считается Владимир Бегичев. Однако существует высокая вероятность, что либретто балета принадлежит самому композитору — при написании музыки балета он активно консультировался с Бегичевым и счёл необходимым указать его имя на рукописи партитуры в качестве либретиста, однако сам Бегичев неоднократно, по свидетельствам современников, отрицал своё участие в написании либретто.

В ту эпоху балетная музыка не считалась делом достойным серьезного композитора. И Чайковский, к тому времени автор нескольких опер и симфонии, за балетную партитуру брался впервые.

В отличие от коллег – серьезных композиторов – балет понимал и любил. Высоко ценил способности примы Большого театра Анны Собещанской. Увы, в премьере балета «Лебединое озеро» на музыку Чайковского 1877 года она не участвовала.

Четырехактный спектакль, постановка Вацлава Рейзингера, потерпел провал. Критики разнесли в нем все … кроме музыки. Чайковский писал:

«Когда музыка хороша, не все ли равно, танцует под нее Собещанская или не танцует».

«Это великая партитура, с которой началась новая история балета. Можно говорить, что была эпоха до Чайковского и после Чайковского»,

– говорит балетный и театральный критик Вадим Гаевский.

Смерть 54-летнего Чайковского вызвала всплеск интереса к его творчеству. В Петербурге в 1894 году хореограф Лев Иванов взялся поставить второй акт – лебединый. Это он придумал «танец маленьких лебедей». В его постановке кордебалет стал играть важную роль.

Всего год спустя Мариус Петипа и Лев Иванов поставили уже все четыре акта в Мариинском театре, и эта постановка имела успех. Либретто переписали, обогатив конфликтом. В первоначальном сюжете дочь злого волшебника не танцевала. Петипа изобрел партию черного лебедя. Отныне белого и черного, Одетту и Одиллию, будет исполнять одна балерина.

В начале ХХ века Александр Горский ставит «Лебединое озеро» в Большом театре. Черно-белую постановку Петипа-Иванова он счел слишком петербургской. Роскошные декорации, яркие исторические костюмы, московский шик: у примы Кандауровой на голове огромный бант, у Рославлёвой – корона и нарядные тюники.

В 1937 году постановку Горского редактирует Асаф Мессерер. В эпоху, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», все должны остаться в живых. В 1969 году Юрий Григорович пытался вернуть трагический финал, но ему не позволили. «Лебединое» редактировали, как ни один другой балет.

«Это судьба, как загадочная смерть Чайковского. Самый лучший и самый беззащитный балет»,

– заверяет балетный и театральный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России Вадим Гаевский.

На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

Наиболее радикальными в этом отношении версиями считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера, а наиболее распространённые замены заключаются в возвращении в третий акт вариаций главных героев, написанных Чайковским для pas de six и pas de deux Собещанской и включение в четвёртую картину дуэта на музыку второй вариации из pas de six.

Одетта-Одиллия – эта партия определила не одну балетную карьеру. Для Марины Семеновой это был ее первый триумф. Гордая постановка головы и невероятный лебединый жест – рука касается головы.

Одетта Галины Улановой – символ вечной женственности и благородства. У бравурной Натальи Дудинской лучше получалась Одиллия. Ее черный лебедь влетал на сцену, как порыв ветра.

Майя Плисецкая – утонченная Одетта, властная Одиллия, и эти знаменитые руки-крылья, трепет полета. Рекордные 800 раз – в этой роли Плисецкую еще никто не перетанцевал.

Для жителей постсоветского пространства спектакль «Лебединое озеро» стал одним из символов Августовского путча 1991 года, поскольку во время событий именно постановку этого балета транслировали все телеканалы.

В 2015 году Большой театр и издательство “Композитор. Санкт-Петербург” тиражом 100 экземпляров выпустили книгу “”Лебединое озеро” в московском Большом театре. 1875-1883. Скрипичный репетитор и другие документы”, содержащую настоящую сенсацию. Впервые балет “Лебединое озеро” представлен таким, каким его увидел автор.

Миру был предъявлен репетитор — переложенная для двух скрипок первоначальная версия балета (в XIX веке и постановочные, и обычные репетиции проходили не под фортепиано, а под скрипку), по которой и были поставлены два первых “Лебединых озера”.

Источник: www.classicalmusicnews.ru

Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №18, декабрь 2017

Сергей Белкин.
Революция 1917 года как цивилизационный выбор России

стр. 5

Октябрьская революция 1917 года была обусловлена историко-культурной спецификой России, особенностями развития и бытования в истории в качестве геополитического субъекта.



Вардан Багдасарян.
Похороны социализма были преждевременными

стр. 8

Социалистический эксперимент в истории: теория и замысел.



Дмитрий Андреев.
Респонсибилизация элиты

стр. 22

Изъяны и недостатки российской элиты при эффективном многоуровневом управлении этим сообществом могут оказаться полезными и даже незаменимыми для стимулирования новой мотивации элиты, ориентированной на национальные интересы.



Максим Михалёв.
Бремя ответственности, или Попытка ресакрализации элит

стр. 32

Как сделать элиты ответственными, осознающими свой исключительный статус и обращающими все имеющиеся у них возможности на служение своей стране.



Владимир Немыченков.
Культура и большие смыслы

стр. 42

Любая культура основывается на больших смыслах, то есть на тех фундаментальных ценностях, которые и предопределяют особенности социального, политического, идеологического, религиозного и иных аспектов национального бытия.



Урбанистические натюрморты Аристарха Лентулова
стр. 60

В главном здании Театрального музея имени А.А. Бахрушина прошла выставка «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», приуроченная к 135-летию со дня рождения мастера русского авангарда

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2018 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 771 гостей онлайн