«Балет – это не техника, это душа!» (Анна Павлова)
Странность – подумает кто-то... А почему бы и нет подумал я, вон заграницей через одного двойные имена – Стиг-Оке, Ева-Мария, Вольфганг-Амадей в конце концов! Вот и я решил. буду Сергеем -Андреем. Пишу я это для того, чтобы вспомнить, как народной артистке СССР пришлось переучиваться называть меня по другому, да и всему театру, кстати... Первое время даже весело было, путали и извинялись...даже приятно как-то – столько внимания!
Придя в театр в 1994 году, как Сергей, и познакомившись с Екатериной Сергеевной, проработав какое-то время, я уволился и затем вернулся вновь. «Здравствуйте, Екатерина Сергеевна! Как вы поживаете? А меня теперь зовут Андрей... Да». (Какой ужас, сейчас как вспомнишь...) Надо сказать, что меня туда почему-то все время назад принимали, странно так. Раза три я увольнялся и приходил, но последний раз ушел навсегда. Когда она «ушла» в Большой театр.
Перекур. С любимой, единственной и неповторимой Максимовой.
– Ты зачем имя поменял?
– Вы знаете Екатерина Сергевна, мне что-то вот старое имя не нравится. Называете меня теперь пожалуйста, Андрей.
– Да, конечно. Я буду тебя называть Андрей. Но ты для меня навсегда останешься Серёжей...
– Спасибо, Екатерина Сергевна! Главное, что «останусь навсегда». (Наверное ради этих слов можно было и имя поменять назад, на Сергей…
Глава 8.
«Все начиналось с фуэте...»
1 февраля 1999 года. День рождения любимой балерины. Бегу на работу, думая об этом, и вдруг в переходе метро вижу великолепные нежные то ли фиалки, то ли незабудки, то ли какие то колокольчики светло-голубого цвета, как Её глаза. Не долго думая, покупаю эти незатейливые полевые цветочки и бегом в Кремль. «С днем рождения Екатерина Сергеевна!»
Уже было известно, что юбилей будет отмечаться концертом в Большом театре. Но вот вопрос – будет ли она танцевать или нет? Будет или не будет? Уже лет пять она не выходила на сцену. По секрету узнаю, что будет. Ура! Оказывается, Васильев поставил для нее номер. Вечером – бегом в Большой. Выступают артисты балета с разными номерами, она сидит в ложе, красивая и счастливая. Потом вдруг незаметно исчезает и уже появляется на сцене и в какой–то лодочке проплывает из одной кулисы в другую. И, наконец, сам танец. Как все наполнено, вдохновенно, по-максимовски. С любовью! Звездный дождь осыпает ее и артистов под закрытие занавеса. С днем рождения, Екатерина Сергеевна! Будьте счастливы!!!
Мысленно мелькают моменты работы с ней, ее замечания артистам, ее поведение в различных ситуациях в театре и душа наполняется счастьем от мысли хоть и меленькой, но сопричастности к великому.
Особое удовольствие мне доставляла работа над встречающимся во многих балетах большим фуэте или 32 фуэте, как это по-другому называется. Это движение вызывало у меня всегда особый восторг. В первый раз это случилось после фильма «Анна Павлова», где маленькие ученицы врываются в комнату к Павловой и просят показать фуэте, добавляя при этом, что в газетах писали о том, что Павлова уже не владеет техникой танца и не может исполнить фуэте. И в тот момент, когда даже без разогрева, Павлова, укутанная в шаль, показывает ученицам фуэте, звучит какая-то божественная музыка, это поистине завораживающий момент в фильме.
Большие или гранд фуэте в русских постановках присутствуют, как правило, в «Лебедином», «Дон Кихоте», у нас оно было тоже и в «Руслане» и в васильевской «Золушке». В традиции русского урока классического танца, как правило, входит окончание урока 32 фуэте для женщин и гранд пируэта для мужчин. Иногда происходят даже целые соревнования, обычно между мужчинами, кто больше пируэтов «накрутит».