Ноябрь

6 ноября

События.

1612 – Состоялся торжественный вход в Московский Кремль князей Трубецкого и Пожарского. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев. После чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

1772 – Патрасское сражение – морское сражение, произошедшее 26–29 октября (6–9 ноября по новому стилю) в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 годов в Патрасском заливе у берегов Греции. В этом сражении эскадра Михаила Тимофеевича Коняева разгромила турецкую эскадру. Русская эскадра сожгла семь фрегатов и восемь шебек. Все русские корабли уцелели. После этого разгрома турки до самого конца войны больше ни разу не беспокоили русский флот.

1924 – Первый рейс по Октябрьской железной дороге совершил первый в мире магистральный тепловоз «ЩЭЛ–1», построенный по проекту инженеров Я.М. Гаккеля и Ю.В. Ломоносова. Автором проекта кузова, а также детальной проработки ходовой (экипажной) части был главный инженер Путиловского завода профессор А. С. Раевский. После нескольких месяцев испытательной эксплуатации, в январе 1925 года тепловоз впервые прибыл в Москву, ведя за собой тысячетонный состав.

1930 – Вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ. (Коммунистический Интернационал Молодежи). Сначала здесь собирали из американских деталей легковые автомобили Форд-AA, а через два года после постройки нижегородского завода перешли на сборку автомобилей «ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» из отечественных комплектующих. В 1945 году было принято постановление о крупносерийном производстве легкового автомобиля, а завод переименовали в МЗМА – Московский завод малолитражных автомобилей. Его первым серийным изделием стал «Москвич-400». В октябре 1968 года в связи с 50-летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

1931 – Правительству представлен первый паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский) – самый мощный и сильный серийный грузовой паровоз в истории СССР. Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок – 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения.

1932 – Завод «Динамо» выпустил первый электровоз советской конструкции – ВЛ19-01.

1934 – Новолипецкий металлургический комбинат дал первый чугун.

1941 – Сталин выступил на торжественном заседании, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, и проходившем на станции метро «Маяковская» Московского метрополитена. Речь завершалась обращением к армии: «Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!»

1943 – Войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала армии Н. Ф. Ватутина в ходе Киевской наступательной операции освободили от гитлеровских войск Киев.

1943 – На вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии принимается самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152.

1957 – В Ленинграде на Марсовом поле зажгли первый в стране Вечный огонь.

1967 – Вступил в строй первый по классификации Главного Штаба ВМФ ракетный подводный крейсер стратегического назначения.

1974 – Сооружение 1-го энергоблока Ленинградской атомной электростанции им. В. И. Ленина.

1991 – Указом Президента РСФСР прекращена деятельность КПСС и КП РСФСР.

2007 – Подписан указ о создании космодрома «Восточный» в Амурской области.

2018 – В Севастополе состоялось открытие после реконструкции мемориального комплекса памятников обороны города в годы Крымской и Великой Отечественной войн «Малахов курган».

 

В этот день родились.

 

Константин Андреевич Тон (1794–1881) – русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек – храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств.

К. Тон. Екатерининский собор в Царском Селе, 1835–1840 (воссоздан в 2007-2010)

К. Тон. Большой Кремлёвский дворец, 1839 – 1849.

 

К. Тон. Оружейная палата, 1844 –1851

 

К. Тон. Преображенская церковь Гренадерского полка, 1840

К. Тон. Храм Христа Спасителя, 1837–1860

Адольф Сакс (1814–1894) – бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.

Жан Луи Шарль Гарнье (1825–1898) – французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Автор проекта здания Парижской оперы.

Ш. Гарнье. Гранд-опера. Вестибюль главной лестницы, 1862.

 

Ш. Гарнье. Гранд-опера. Большое фойе, 1862.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912) – русский писатель-прозаик и драматург.

Дмитрий Николаевич Прянишников (1865–1948) – агрохимик, биохимик и физиолог растений. Академик АН СССР, ВАСХНИЛ и Французской академии наук, Герой Социалистического труда.

Николай Михайлович Суетин (1897–1954) – российский советский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.

Н. Суетин. Сервиз «Супрематизм», 1923.

Н. Суетин. Женщина с белой пилой, 1928.

Павел Герасимович Лисициан (1911–2004) – русский и армянский оперный и камерный певец (баритон), педагог. Народный артист СССР.

Эмиль Владимирович Лотяну (1936–2003) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт.

Алла Ильинична Сурикова (род. 1940) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог; народная артистка РФ, лауреат Премии Правительства России. Режиссер популярных фильмов: «Суета сует», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов» и др.

Валерий Александрович Тишков (род. 1941) – советский и российский историк, этнолог, социальный антрополог. Доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН. Директор Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (1989–2015) и Центра социальной антропологии РГГУ (с 2000), министр по делам национальностей Российской Федерации (1992). Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Геннадий Николаевич Селезнёв (1947–2015) – советский и российский государственный и политический деятель. Главный редактор газет «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Правда» – в период с 1980 по 1993 год. Председатель Госдумы РФ второго и третьего созывов.

 

 

 

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS