Среда, 22 Ноября, 2017
   
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Как нам обеспечить стимулы и ресурсы развития России
Александр Айвазов, независимый аналитик

Су­ще­ст­ву­ет раз­де­ле­ние функ­ций го­су­да­р­ства на тра­ди­ци­он­ные – обо­ро­на, пра­во­по­ря­док и го­суп­рав­ле­ние, и сов­ре­мен­ные – раз­ви­тие ин­тел­лек­ту­аль­но-че­ло­ве­чес­ко­го по­тен­ци­а­ла: рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние, здра­во­ох­ра­не­ние, на­у­ку, куль­ту­ру и эко­но­ми­чес­кое раз­ви­тие. Се­год­ня в ми­ре че­рез гос­бюд­же­ты тра­тит­ся, в сред­нем, на сов­ре­мен­ные функ­ции 17,8% ВВП, а на тра­ди­ци­он­ные – толь­ко 5,3%, а в раз­ви­тых стра­нах эти по­ка­за­те­ли сос­тав­ля­ют 25,0% и 3,9%, со­от­ве­т­ствен­но. В Рос­сии все на­о­бо­рот – боль­шая часть гос­рас­хо­дов до на­ча­ла фи­нан­со­во­го кри­зи­са шла на вы­пол­не­ние тра­ди­ци­он­ных функ­ций, рас­хо­ды на ко­то­рые пре­вы­ша­ли 7% ВВП, что на треть боль­ше сред­не­ми­ро­во­го по­ка­за­те­ля и в 1,8 ра­за боль­ше, чем у раз­ви­тых стран. А на сов­ре­мен­ные функ­ции рос­сийс­кое го­су­да­р­ство тра­ти­ло все­го 4,7% ВВП, что в 3,8 ра­за мень­ше сред­не­ми­ро­во­го по­ка­за­те­ля и в 5,3 ра­за мень­ше, чем у раз­ви­тых стран. Со­от­но­ше­ние рас­хо­дов на тра­ди­ци­он­ные и сов­ре­мен­ные функ­ции в Рос­сии сос­тав­ля­ло поч­ти 2:1, что со­от­ве­т­ству­ет го­су­да­р­ству XIX ве­ка.

 

Соз­да­ние но­вой на­ци­о­наль­ной на­ло­го­вой сис­те­мы

Ны­неш­няя сис­те­ма на­ло­го­об­ло­же­ния от­ра­жа­ет иде­о­ло­гию власт­ной вер­ти­ка­ли. Ос­нов­ные на­ло­ги кон­це­нт­ри­ру­ют­ся в фе­де­раль­ном цент­ре, в ре­ги­о­нах  ос­та­ет­ся лишь не­боль­шая часть на­ло­гов, и сов­сем ми­зер­ные на­ло­ги по­па­да­ют на мест­ный уро­вень.  Из-за это­го на каж­дом ниж­нем уров­не воз­ни­ка­ет не­дос­та­ток на­ло­го­вых пос­туп­ле­ний для пок­ры­тия да­же ми­ни­маль­ных рас­хо­дов, и не­об­хо­ди­мая сум­ма до­бав­ля­ет­ся вы­шес­то­я­щим ор­га­ном уп­рав­ле­ния, ес­ли ниж­ний уро­вень «ве­дет се­бя пра­виль­но». Сле­до­ва­тель­но, нех­ват­ка до­хо­дов для пок­ры­тия рас­ход­ной час­ти бюд­же­тов бо­лее низ­ко­го уров­ня яв­ля­ет­ся как бы уз­дой, бла­го­да­ря ко­то­рой вы­шес­то­я­щий ор­ган уп­рав­ле­ния под­чи­ня­ет се­бе ни­жес­то­я­щий.

Ког­да лю­бой из­би­ра­тель или предп­ри­ни­ма­тель при­хо­дит к мест­но­му чи­нов­ни­ку ниж­не­го уров­ня и тре­бу­ет от не­го вы­пол­не­ния сво­их функ­ци­о­наль­ных обя­зан­нос­тей, го­во­ря, что он жи­вет за счет его на­ло­гов, тот спо­кой­но от­ве­ча­ет, что день­ги для фор­ми­ро­ва­ния мест­но­го бюд­же­та он по­лу­ча­ет от вы­шес­то­я­щей ор­га­ни­за­ции и под­чи­ня­ет­ся толь­ко ей. От­чи­ты­вать­ся же пе­ред на­се­ле­ни­ем чи­нов­ник не обя­зан, т.к. он по­дот­че­тен толь­ко вы­шес­то­я­ще­му на­чаль­ству, т.е. то­му, кто обес­пе­чи­ва­ет его бюд­жет­ны­ми сред­ства­ми и пла­тит ему зарп­ла­ту, а мо­жет при слу­чае и уво­лить с ра­бо­ты. Та­кая цент­ра­ли­за­ция бюд­жет­ных от­но­ше­ний и по­рож­да­ет бе­зот­ве­т­ствен­ность чи­нов­ни­ков пе­ред на­се­ле­ни­ем.

По­э­то­му не­об­хо­ди­мо в кор­не по­ме­нять са­му иде­о­ло­гию на­ло­го­об­ло­же­ния, а так же  прин­ци­пы и фор­мы сбо­ра на­ло­гов, для че­го я пред­ла­гаю тра­ди­ци­он­ные функ­ции го­су­да­р­ства пок­ры­вать за счет гос­бюд­же­та, а сов­ре­мен­ные – че­рез об­ще­ст­вен­ные фон­ды пот­реб­ле­ния и раз­ви­тия, у каж­до­го из ко­то­рых дол­жен быть свой собствен­ный пос­то­ян­ный ис­точ­ник на­ло­го­вых пос­туп­ле­ний. Для на­ча­ла я пред­ла­гаю лик­ви­ди­ро­вать вып­ла­ту по­до­ход­но­го на­ло­га че­рез бух­гал­те­рию ра­бо­то­да­те­ля. Тог­да ра­бот­ни­ки долж­ны бу­дут лич­но еже­ме­сяч­но уп­ла­чи­вать по­до­ход­ный на­лог со всех сво­их до­хо­дов в Фонд «Мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния», точ­но так же как они уп­ла­чи­ва­ют еже­ме­сяч­ные пла­те­жи за ком­му­наль­ные ус­лу­ги. А ра­бо­то­да­тель дол­жен бу­дет так же еже­ме­сяч­но со­об­щать в мест­ные на­ло­го­вые ор­га­ны ве­ли­чи­ну вып­ла­чен­ной им за­ра­бот­ной пла­ты сво­им ра­бот­ни­кам.

В этот же Фонд «Мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния» ма­лый биз­нес дол­жен уп­ла­чи­вать «вме­нен­ный на­лог» за свою  предп­ри­ни­ма­тельс­кую де­я­тель­ность, а на­се­ле­ние – на­лог на иму­ще­ст­во. Ког­да бюд­же­ты мест­ных ор­га­нов влас­ти бу­дут фор­ми­ро­вать­ся за счет на­ло­гов с на­се­ле­ния и с ма­ло­го биз­не­са, тог­да мест­ная власть бу­дет под­ко­нт­роль­на мест­но­му на­се­ле­нию. И лю­бой жи­тель или предп­ри­ни­ма­тель мо­жет прий­ти в ор­га­ны мест­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния и за­я­вить: «Это я вам пла­чу зарп­ла­ту, и вы обя­за­ны вы­пол­нять мои тре­бо­ва­ния!». Или стро­го спро­сить: «А ку­да вы де­ва­е­те по­лу­чен­ные от ме­ня на­ло­ги?». Бо­лее то­го, мест­ные чи­нов­ни­ки  бу­дут кров­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии ма­ло­го биз­не­са, и не бу­дут пы­тать­ся встав­лять ему пал­ки в ко­ле­са с целью вы­жать из не­го взят­ки за лю­бые раз­ре­ше­ния или до­пус­ки: «Кто пла­тит, тот и за­ка­зы­ва­ет му­зы­ку!».

А бюд­жет ре­ги­о­наль­ных влас­тей дол­жен бу­дет скла­ды­вать­ся из на­ло­га на при­быль и на зем­ле­поль­зо­ва­ние. Тог­да ре­ги­о­наль­ные чи­нов­ни­ки бу­дут кров­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в прив­ле­че­нии и раз­ви­тии всех ви­дов биз­не­са в сво­ем ре­ги­о­не. И не нуж­но бу­дет за­во­дить предс­та­ви­те­лей пре­зи­ден­та по прив­ле­че­нию ин­вес­ти­ций, ко­то­рые нач­нут ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми ме­ра­ми «прив­ле­кать» ин­вес­ти­ции в ре­ги­о­ны. Эко­но­ми­чес­кий ме­ха­низм, сти­му­ли­ру­ю­щий прив­ле­че­ние но­вых ин­вес­ти­ций, сам бу­дет ра­бо­тать ав­то­ма­ти­чес­ки,  т.к. от его ра­бо­ты бу­дут за­ви­сеть зарп­ла­ты и пре­фе­рен­ции ре­ги­о­наль­ных чи­нов­ни­ков.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Курсы валют на 22 Ноября
usdUSD59.46(+0.19)
eurEUR69.82(+0.15)
Курсы металлов на 22 Ноября
auЗолото2446.97(-15.89)
agСеребро32.78(+0.22)
ptПлатина1772.14(-26.86)

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 704 гостей онлайн