Мир после Kрыма-2
Василий Ваньков
Запад пожертвует полуостровом, чтобы сохранить РФ в сфере своего экономического влияния
«Свободная пресса» продолжает обсуждать, каким образом отразится на глобальных политических и социально-экономических реалиях переход России в геополитическое контрнаступление в Крыму. Последние события на Украине, когда Москва, пожалуй, впервые за постсоветскую историю приняла брошенный ей вызов, могут подорвать конструкцию под названием «однополярный мир».
Продемонстрировав долгожданную принципиальность и проявив полузабытую политическую волю, российское руководство отвергло навязанный ему сценарий враждебного поглощения РФ англосаксонским миром на правах сервильной периферии «цивилизованного мира». Далее наступает историческая «развилка». Либо Россия на правах самодостаточной евразийской цивилизации становится центром нового геоэкономического проекта, либо вступает в альянс с уже существующим альтернативным лидером в лице Китая.
- В последнее время популярны разговоры на тему, что «Китай нам поможет». Дескать, будем развиваться вместе с Китаем, продавать ему нефть и газ, а он нам штаны и компьютеры. Я считаю, что такой взгляд ущербен. Поскольку он лишает РФ перспектив промышленного развития. Ситуация с Крымом показывает, что внутри БРИКС есть противоречия, - говорит руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. - Они заключаются в том, что Китай сосредоточил слишком много индустрии. Если мы хотим развивать собственную промышленность и стать страной, которая имеет больший вес в мировой экономике (а, следовательно, и в мировой политике), мы должны производить все то, что производит Китай. И даже более сложную продукцию. При этом мир все же меняется.
«СП»: – Он перестает быть однополярным?
– Он становится многополярным. Причем его полюсы еще не очевидны. Россия приобрела Крым, и это обеспечивает политическую стабилизацию в стране, а также рост авторитета российских властей. Между тем включение в состав РФ полуострова это, в первую очередь, следствие острейшего экономического и социально-политического кризиса на Украине. В общественном мнении сложились две версии происшедшего. Первая, что на Украине произошел вооруженный переворот при поддержке Запада. Вторая, что народ на Майдане сверг ненавистный, прогнивший режим Януковича (это либеральный взгляд на вещи). Реальная картина намного сложнее: Украина (кроме Крыма) переходит под контроль ЕС и США. А, значит, будет неукоснительно выполнять все их требования.
Последнее обстоятельство фактически гарантирует, что Украина в дальнейшем будет испытывать трудности - как следствие реализации мер жесткой экономии, на которых настаивают кредиторы МВФ. В конечном итоге это подтолкнет страну к регионализации и усилению центробежных сил.
«СП»: – Запад угрожает наказать Россию за выбор народов Крыма. Насколько серьезными могут быть санкции?
– Никаких серьезных экономических санкций со стороны Запада ожидать не приходится. Это ему невыгодно. Потому что любые санкции будут затрагивать и подвергать угрозе нынешний статус РФ как периферийной экономики сырьевой направленности. Это заставит нашу страну переориентироваться на промышленный и высокотехнологичный сектор, а также развивать собственную индустрию. Загрузить заказами собственные заводы и заняться импортозамещением..
Поскольку Запад не может этого допустить, все санкции будут носить публично-политический характер. Что, собственно, уже произошло, когда тем или иным чиновникам запретили въезд в США и страны ЕС. Возможны «точечные» экономические меры вроде «ареста» счетов отдельных представителей нашего истеблишмента. Не исключаю, что некоторые российские компании будут в чем-то ограничены. Причем не обязательно ведущие компании. Скорее это будут бизнес команды из «второго дивизиона». Не исключаю, что отдельные российские активы в оффшорах могут быть арестованы. Но тотальной экономической войны не будет, поскольку это будет означать восстановление экономического суверенитета РФ.
А это для Запада представляет потенциальную угрозу. Это тем более нежелательный сценарий, если учитывать, что Москва сторговалась по этому вопросу в момент вступления в ВТО. По сути власти отдали наш рынок на откуп транснациональным компаниям. Тем самым они парализовали развитие Таможенного союза, который в рамках ВТО не может в полной мере реализовать свой протекционистский потенциал.
«СП»: – «Русская весна» в Крыму может отразиться на экономических воззрениях и решениях нашего либерального блока?
– Вряд ли.
Одним из рычагов давления на Россию может стать большая игра на рынке углеводородов. В прессе уже появились сообщения, что американцы предпринимают активные меры по снижению мировых цен на нефть и газ, поступления от продажи которых в значительной степени формируют российский бюджет. Насколько опасны угрозы с этой стороны?
Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов не видит предпосылок к тому, чтобы США и ЕС обрушили мировой рынок энергоносителей с целью наказать Россию за геополитическую строптивость в крымском вопросе.
– Об этом говорят только ястребы из политического истеблишмента США вроде сенатора Маккейна. Нужно понимать, что американцы практически не покупают российские энергоносители. Поэтому «пострадать за идею» (то есть перестать приобретать российские нефть и газ) они призывают европейцев. Однако последние совершенно справедливо говорят, что не могут пойти на это по одной простой причине – российские энергоносители просто нечем заменить.
«СП»: – США вроде обещали помочь сланцевым газом…
– Это скорее попытка выдать желаемое за действительное. Не думаю, что это реально. А нефть американцы сами вынуждены приобретать. Что касается добычи газа, то в последние два года она практически не росла. Более того, когда этой зимой в США произошло резкое похолодание, и выросло потребление газа, местные компании не смогли удовлетворить выросший спрос. В результате цена на голубое топливо в некоторые дни поднималась до отметки $3000 за тысячу кубометров. Это абсолютный рекорд.
«СП»: – А как же распиаренная «энергетическая революция», сланец уже не спасает?
– В последние два года добыча газа стабильно стагнировала. Себестоимость сланцевого газа находится в районе $150 за тысячу кубов. Когда газ стоил $300, компании получали хорошую прибыль. Когда предложение резко росло, спрос от него отставал. Получи rox casino промокод и крути слоты без проблем с доступом. Произошло перепроизводство газа, в результате которого сильно упали цены. В 2012 году газ в США стоил меньше $100 за тысячу кубометров. Инвестиции в бурение сланцевых скважин резко упали. Это в свою очередь привело к спаду газодобычи. Как следствие мы наблюдали рекордный рост цен.