Тогда же проводилось и другое – не социологическое – исследование, показавшееся, на первый взгляд, довольно странным. Но именно оно, как оказалось, и пролило основной свет на «психологическую механику» участников Болота. Это исследование проводил сайт «Мода на баррикадах» (http://fashionprotest.ru) – у протестующих на Болоте брали видеоинтервью, посвященные тому, как и во что они были одеты. Помните эти ролики? – они тогда произвели на многих глубокое впечатление. «Расскажите, что на вас надето?», – спрашивали они, подходя к очередному «протестанту». И тот – абсолютно спокойно и совершенно без всяких усилий и напряга – отвечал: дескать, брюки марки Dolce&Gabbana, куплены в бутике таком-то на Елисейских полях Париже – ну, вы же знаете, там, за углом, если встать спиной к Триумфальной арке, то направо наискосок. А трусы (вы-то вот, читатель, не смогли ответить на такой простой вопрос!) – Calvin Klein, куплены в Куршевеле, в бутике при отеле – ну, помните, который в глубине за лобби-баром. А перчатки – Giorgio Аrmani... Ну, и так далее. Кто-то, быть может, не видел эти ролики, для них – фотографии с того же сайта «Мода на баррикадах» с аутентичными подписями.
Изучение богатой информации, предоставленной сайтом «Мода на баррикадах», привело к мысли, что участников Болотного движения правильнее было бы называть не интернет-хомячками и уж, тем более, не креативным классом, а профессиональными потребителями. Потребление во всех формах и видах, потребление всего и вся – вот все, что они делают в жизни. Естественно, что и протест зимой 2011–2012 гг. они тоже «потребили».
Пусть никто не подумает, что мы не понимаем политической подоплеки этого оранжевого протеста, и целей, которые перед ним стояли. И, конечно, мы хорошо знаем, что руководители всего этого протеста не только «потребляли» (хотя ведь и потребляли тоже), но и «работали» – выполняли заказ своих хозяев, решали собственные совершенно определенные задачи. А кто-то работал вполне конкретно – им платили за участие в митинге. Но не эти категории участников Болотного движения нас сейчас интересуют. Нас интересуют те, кто пришел на Болотную и Сахарова самостоятельно, не за деньги, по доброй воле, те, кого руководители и вдохновители протеста надеялись использовать как серую массу, пластилин в своих руках, а если понадобится и возникнут проблемы с правоохранителями – как «мясо».
Так вот, мы утверждаем, что большинство самостоятельных участников протестных митингов – это профессиональные потребители, которые приходили (и еще приходят) потреблять такой дефицитный продукт, как общественное действие – вместе с сопутствующими и тоже дефицитными «товарами». Например, ощущение общности интересов и единства с другими людьми, которого они лишены совершенно, что косвенно подтвердили все исследования. Так, например, анализируя профили участников митинга на Болотной в социальной сети «ВКонтакте» (19 664 профилей), исследователи установили, что их практически ничто не объединяет: «Каждый участник состоит в множестве групп, но общих групп у участников митинга практически нет (кроме посвященных митингу на Болотной и Сахарова). Объединяют их группы, посвященные Доктору Хаусу, «Эху Москвы», «Южному парку», «Теории большого взрыва» и демотиваторам. Они любят демотиваторы. Группы о реальных пацанах соревнуются по внутренней популярности с группами про ненависть к быдло-гопам и любви к КВН». И – вывод: «Общих декларируемых интересов нет. Музыка, кино, путешествия и фотография не в счет – всего по нескольку процентов участников».
Представитель Института социологии РАН О. Яницкий прямо указывает на то, что одним из мотивов участия в митингах было желание ощутить общность: «Второй по важности мотив: коллективизм, чувство локтя. Мы слишком быстро отказались от «казенного» коллективизма, а насильственно введенная конкуренция, которая сплошь и рядом превращалась в «борьбу всех против всех», одновременно лишила нас человеческих чувств взаимопомощи и солидарности. Белковский: эпоха одиночества закончилась, люди снова хотят быть «мы» (с чем не согласен Р. Пайпс, утверждающий, что «русские глубоко индивидуалистичны» / Ведомости. 13.12. 2011. с. 04). Не парадокс ли: люди пришли на этот митинг не затем, чтобы слушать ораторов (их все равно было почти не слышно), а затем, чтобы вновь обрести это психологически необходимое чувство локтя».
Другим «сопутствующим» товаром, который можно было потребить на Болоте, была возможность «почувствовать себя элитой». Ведь там собралась практически вся модная тусовка – во главе с Собчак, Парфеновым и Быковым. Огромное количество журналистов, работников шоу-бизнеса и пр. И каждый, кто пришел на Болотную, имел счастье идти и стоять с ними рядом, становясь при этом почти «элитой», почти «избранным». Не говоря уже о том, что возможность продемонстрировать себя (вместе со своими модными шмотками и своими модными гаджетами) тут предоставлялась бесплатно, то есть даром. В отличие от обычной ситуации, когда за эту возможность необходимо платить – посещать дорогие клубы и рестораны, например.
Надо сказать, что руководители протестов и их хозяева прекрасно понимали, что они имеют дело с профессиональными потребителями. Потому что протест был очень профессионально разрекламирован и «продан» – с применением современных технологий маркетинга и пиара. Во всех «местах обитания» описываемой категории граждан – профессиональных потребителей: относительно молодых, хорошо образованных, успешных, довольно обеспеченных (см. диаграммы) – была развернута активная рекламная кампания. Прежде всего, это касается интернета и модных нынче социальных сетей, в которых так называемые образованные горожане проводят теперь большую часть жизни (а постоянное совершенствование гаджетов – которые обязательно нужно любой ценой и за любую цену постоянно обновлять, иначе перестанешь себя уважать, покатишься по наклонной плоскости и превратишься в быдло, в анчоуса без iPhone – приводит к тому, что социальные сети доступны пользователям (и управляют их поведением) 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Реклама была основана как раз на тех «товарах», о которых мы говорили выше. Людям внушали, что у них одинаковые интересы, единство целей и общая судьба (хотя какая может общность целей и судьбы у «офисного планктона» и Ксении Собчак, например? – разве что мечты о более престижном потреблении). В результате этой рекламной кампании участие в протестах стало, как теперь говорят, модным трендом. Более того, стало почти неприличным не участвовать в протестном движении – все равно что ходить со старым iPhone или в шарфе не из Амстердама.
Но и не только в интернете шла активная «продажа». Прошлой зимой во многих компаниях и мелких фирмах – особенно это касается СМИ, продюсерских и дизайнерских компаний и т. п. – стало модно ходить на митинги и стыдно не ходить на них. О походе на митинг договаривались прямо на работе; те, кто не хотел в них участвовать должны были по крайней мере молчать, скрывая свою позицию. Вообще, сила этого «модного тренда» была велика: во всех местах тусовки соответствующей публики (типа кофеен «Старбакс» или «Шоколадница»), где раньше можно было услышать разговоры исключительно о том, кто что где купил, еще не купил, кто куда ездил и что там ел и где какие скидки, внезапно начались разговоры о политике. Причем, иногда эти разговоры просто изумляли: настолько несведущими в политике оказывались эти с виду взрослые люди.
В общем, протест был разрекламирован, «продан» и «потреблен» – со всеми вытекающими. С долгим обсуждением «цен», выявлением соотношений «цена/качество» – помните разговоры о том, при каком количестве народа власть сдастся? С жалобами на «плохое обслуживание» – они пришли, стоят у прилавка, а продавец (власть) не обращает на них никакого внимания, и плохой менеджмент – помните скандалы с виртуальными кошельками и пр.? Но потребление – даже с известными издержками в виде плохого обслуживания – все равно приносит радость! Самим фактом, процессом. Как говорил когда-то Жванецкий, «главное не результат, главное – процесс». «Оценивая митинг, большинство его участников сообщают, что им всё понравилось (63 %)», – сообщает ВЦИОМ. А что именно? Бог весть!
Вот посмотрите на совокупный рейтинг любимых фильмов, книг и телепередач участников Болота (таблица), составленный по их профилям «ВКонтакте» (напоминаем, что было проанализировано около 20 тысяч профилей). Можете ли вы себе представить, что именно «всё» нравилось протестантам с такими предпочтениями, которые проглядывают из этого рейтинга? Мы – нет. Мы можем предложить только одно объяснение, о котором уже сказали: на Болоте массовку составляли не политически мотивированные граждане, не «рассерженные горожане», не «креативный класс», а профессиональные потребители – продукт торжества либерализма в России – которые пришли за новым зрелищем-хэппенингом.
|
Фильмы |
Книги |
Телепередачи и сериалы |
1. |
Бойцовский клуб |
Стругацкие (!) |
КВН |
2. |
Достучаться до небес |
Булгаков |
South park |
3. |
Реквием по мечте |
Достоевский |
Прожекторперисхилтон |
4. |
Форест Гамп |
Ремарк |
Comedyclub |
5. |
Эффект бабочки |
Чехов |
Доктор Хауз |
6. |
Пудра |
Пелевин |
Lost |
7. |
Криминальное чтиво |
Довлатов |
Dexter |
8. |
Властелин колец |
Толкиен |
Friends |
9. |
Побег из Шоушенка |
Стивен Кинг |
Теория большого взрыва |
10. |
Амели |
Набоков |
Дом2 |
Характерно, что большинство социологов, исследовавших состав участников протеста на Болотной, очень хотели найти какие-то «нормальные» причины массовости протеста, посвятив этому много сил и внимания. Однако их усилия особым успехом не увенчались – на наш взгляд, потому, что «нормальных» причин просто нет. Потому что торжество либерализма привело, помимо вожделенных «100 сортов» колбасы и сыра, к тому, что многие граждане России (и что особенно тревожно – молодые) утеряли всякие ценности и потребности, кроме потребительских.
Источник: gazeta.eot.su