С. Б.: Могут ли в современных российских реалиях осуществляться коммерчески успешные музыкальные проекты?
В. Л.: Да, конечно, могут, но при соблюдении некоторых условий: финансовые затраты на организацию должны полностью покрываться стоимостью билетов. Это возможно при организации камерных концертов достаточно популярных солистов и/или небольших коллективов. Ведь не придет в голову считать убыточным сольный концерт певицы Анны Нетребко и пианистки Елены Башкировой в Кремлевском дворце съездов.
А вот при постановке вагнеровского «Кольца» без спонсоров уже не обойтись…
Кстати, многие оперные певцы, выходя на эстраду с популярными песнями, могут обогнать по доходам ветеранов тяжелого рока, кропотливо годами записывающих в студии свои альбомы. Так что и здесь не все так однозначно…
С. Б.: Вот мы и подошли в нашей беседе к практике дня сегодняшнего. Расскажите, пожалуйста, как развивается великий Мариинский (Кировский) театр? Что уже сделано, каковы дальнейшие планы?
В. Л.: Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым за последние два десятилетия стал одним из лидеров мирового музыкально-театрального процесса, широко раздвинув рамки привычного репертуара. Колоссальная просветительская работа, которую коллектив ведет и в родном Петербурге, и по всей России, позволила сотням тысяч преданных поклонников и только начинающих знакомство с миром театра и музыки зрителей прикоснуться к подлинным шедеврам мирового музыкального наследия. И здесь лидерство Мариинского театра бесспорно. Грандиозные фестивали: «Звезды белых ночей», Пасхальный фестиваль, фестиваль балета «Мариинский» и др. – получили широчайшее признание в России и за рубежом.
Сегодня кроме исторического здания Мариинский театр располагает уникальным концертным залом, входящим, без преувеличения, в тройку лучших по акустике залов мира, где в 2009 году был установлен не менее уникальный по своим качествам орган.
Близится к завершению строительство второй сцены.
Еще в прошлом веке, в июне 1999 года, Мариинским театром была проведена первая в мире интернет-трансляция оперы «Пиковая дама».
В апреле 2010 состоялась первая в мире 3-D трансляция и запись балетного представления.
Мариинский театр имеет собственный звукозаписывающий лейбл. Диски, выпускаемые им, регулярно удостаиваются самых высоких оценок музыкальной критики.
И, наконец, Мариинский театр организовал собственный интернет-канал mariinsky.tv. В планах руководства театра его расширение в самом ближайшем будущем, как и создание собственного радио Мариинского театра.
С. Б.: То, что Вы рассказали – впечатляет. Мариинский театр несомненно развивается. А вот какой период сейчас переживает Россия?
В. Л.: Сложно ответить однозначно. Однако, несмотря на наличие различных, порой разнонаправленных тенденции, Россия идет вперед...
С. Б.: Спасибо вам, Вячеслав Иванович, за беседу. Надеюсь, мы с вами сможем продолжить разговор «на тему развития» в последующих номерах альманаха.
Беседовал Сергей Белкин