«Друг, Дельвиг...»
Владимир Бондаренко
Родилась еще одна литературная премия – «За верность Слову и Отечеству», премия име-ни Антона Дельвига, одного из основателей первой «Литературной газеты».
В атриуме Государственного музея А.С.Пушкина – там, где обычно пляшут по телевидению обезьяны Швыдкого, на этот раз занимались куда более серьезным делом. Восстановлением истинных критериев русской национальной культуры.
Пришло много государственных чиновников, известных мастеров литературы и культуры, артистов, поэтов, режиссеров. Пришел и сам Антон Дельвиг со своим другом Александром Пушкиным: убедиться, что основанная ими «Литературная газета» и русская литература живы.
Пусть роли писателей на сцене атриума играли актеры (народные артисты России из МХАТа им. Горького Михаил Кабанов и Валентин Клементьев) – главное, что сама премия, в отличие от лопнувшей «Большой книги», прокисшего «Букера» и множества других окололитературных премий, была посвящена русскому Слову и русскому Отечеству. Пусть и переиначили инициаторы премии давний призыв «За верность Царю и Отечеству», но в русской литературе и впрямь царем является русское Слово. Тот, кто им владеет, тот и верно служит Отечеству. Когда-то, еще в 2005 году, эта премия была задумана Юрием Поляковым как премия внутригазетная, для авторов «Литературки». Но благодаря поддержке правительства РФ и «Роснефти» премия с 2012 года, по сути, преобразовалась в национальную и даже международную литературную премию. Десять номинаций: современная проза, историческая проза, поэзия (малые формы), поэзия (большие формы), публицистика, критика и литературоведение, художественный перевод, сатира, детская и юношеская литература, литературный дебют... К тому же, премиальный фонд «Золотого Дельвига» и впрямь – золотой: семь миллионов рублей. А трем лауреатам первой степени досталось по миллиону. Для наших обедневших от «рыночных реформ» писателей такая сумма означает несколько лет свободного творчества. Да и шесть лауреатов второй степени тоже были рады и ордену Антона Дельвина, и пятистам тысячам рублей. А к тому еще и четыре премии «Дебют» для молодых литераторов по 250 тысяч рублей.
Наш друг и постоянный автор Владимир Личутин из рук еще одного нашего друга, великой актрисы и режиссера Татьяны Дорониной, получил первую премию за книгу очерков «Душа неизъяснимая». Личутин радостно воскликнул «Ну вот, получил Антона на шею» в то время, когда Татьяна Доронина вешала ему на грудь этот знак «Золотого Дельвига».
Ректор Литературного института Борис Тарасов наградил «Антоном на шею» дагестанского поэта Магомеда Ахмедова, а режиссер Станислав Говорухин такого же «Золотого Дельвига» вручил Марии Семеновой за её историко-героический цикл в стиле «фэнтэзи» «Волкодав».
Среди лауреатов второй премии – не менее талантливые писатели. «Серебряный Дельвиг» достался Юрию Козлову за новый роман «sВОбода», дальневосточному поэту Юрию Кабанкову, прозаику Юрию Нечипоренко, переводчику и критику, выдающемуся германисту Юрию Архипову и критику Сергею Белякову. Еще одним лауреатом, коллективным, стала антология «Поэты «Сибирских огней», которую представлял главный редактор журнала Владимир Берязев.
Таким образом, награждалась не столичная либеральная «тусовка», а талантливая, самородная провинциальная Россия: от Дальнего Востока до Кавказа. Если бы каждая федеральная премия выстраивалась по схожим принципам, мы имели бы совсем иное представление о современной русской литературе.
Будем надеяться, что «Золотой Дельвиг» укажет правильное направление и всем другим известным федеральным литературным премиям. Изменится и сам смысл литературных премий. Как сказал один из лауреатов, прозаик Юрий Козлов: « Благодаря этой премии у всех писателей России появился дополнительный стимул жить, творить и надеяться на получение награды».
Источник: zavtra.ru