– Есть и более сложные по своей внутренней природе опасения, вызванные неопределенностью образующейся структуры: станет ли она новым политическим субъектом для входящих в нее стран, или же будет укрупненным и более удобным для внешних манипуляций объектом в рамках процесса глобализации.
– Здесь все зависит от истинных стратегических целей политических элит наших стран и точности действий по их достижению. На это мы можем повлиять, формируя экспертно-аналитические оценки, доводя их до наших политических элит. Что мы с тобой и делаем, издавая и распространяя, например, этот альманах. А также через демократические институты, оказывая воздействие на органы власти. Наконец, существует и механизм «уличной демократии», оказывающий несомненное влияние на политику стран.
– Среди экономических опасений нередко высказываются тезисы типа «зачем России кормить кого-то»: в результате евразийского расширения России, мол, придется дотировать присоединяющиеся страны и народы, обеспечивать рост их экономического уровня за свой счет.
– Это все относится к классу так называемых «счетных задач». То есть количественный показатель того, кому и сколько надо платить, поддается достаточно точной оценке. Предварительные оценки показывают, что политико-экономическое объединение стран выгодно каждой из них. Не надо только забывать, что не из одних денежных оценок и финансовых потоков состоит жизнь. Мы учитываем в своей жизни многое, что не измеряется одними деньгами. В древности в некоторых племенах состарившихся сородичей съедали или просто убивали. Современное человечество считает правильным оказывать пожилым людям поддержку, выплачивать пенсии и т.д. Пример покажется резковатым, но он уместен, потому что сведение всего в жизни к оценке «экономической эффективности» – печальная реальность наших дней. У такого объединения, как Евразийский союз, есть и немалая духовная составляющая, которую рублем не измерить.
– Ты затронул важный аспект. Среди критики культурных последствий проекта звучат предостережения разного рода, обусловленные, например, наблюдаемым в Евросоюзе крахом мультикультурализма и ожиданием возникновения аналогичных явлений у нас.
– Такая проблема у нас есть, да и всегда была, и ее нельзя просто однажды решить – и все. Это бесконечный процесс каждодневных усилий со стороны всех. Самые главные усилия должно прилагать государство, формирующее «правила общежития». Стоит ослабить внимание к этой стороне жизни – я имею в виду межнациональные отношения, взаимодействие культур, обычаев, – как наступает обострение. Что мы видим, например, в Москве в связи с наплывом так называемых гастарбайтеров и неготовностью власти, а как следствие и населения, правильно «разрулить» эту ситуацию. Только сейчас к этим проблемам повернулись лицом и стали искать условия, в соответствии с которыми надо приглашать иностранных рабочих, какую работу с ними надо проводить, какой должна быть ответственность работодателей и т.д. Проблема решаема, только подойти к ней надо со всей тщательностью.
– Давай коснемся специфического конкретного вопроса, связанного с созданием Евразийского союза, – финансовой сферы. При всей специфичности этой сферы мало что еще так сильно влияет на жизнь страны во все ее аспектах. Пока, например, неясно – по крайней мере, для широкой публики, – какой будет финансовая модель возникающего союза. Предполагается ли со временем введение единой валюты, единого эмиссионного центра, или же это существенно отдаленная перспектива? Каким будет или каким должен быть механизм установления внутренних валютных курсов и, соответственно, внешних? Будет ли он с неизбежностью определяться через кросс-курсы по отношению к доллару и евро, или следует стремиться к механизму, способному дать дополнительную выгоду для экономики стран?
– Это один из важнейших вопросов. На том этапе, на котором мы сейчас находимся (переход от Таможенного союза к Единому экономическому пространству), этот вопрос остается в перечне теоретических проблем. Но чем ближе мы будем приближаться к реальному надгосударственному объединению – Евразийскому союзу, – тем актуальнее будет проблема введения единой валюты. С этим согласны и лидеры стран, и их финансово-экономические аналитики.
Способность государства эмитировать собственную валюту и управлять не только процессом печати, но и установлением выгодных для страны обменных курсов со внешней средой – очень эффективный инструмент. Это наглядно доказывает опыт Китая. У России, Казахстана, Белоруссии и других стран, которые, возможно, со временем вступят в союз, есть реальная перспектива сформировать собственную региональную валюту, которая будет способствовать подлинному развитию экономики и культуры. Какой будет эта валюта, какой механизм будут положен в основу ее формирования, как она будет называться – сегодня неизвестно. Есть мировой опыт, хорошо известный профессиональным финансистам. Это и формирование инвалютного рубля в странах СЭВ, и процесс становления евро, и опыт использования так называемых специальных прав заимствования. Аналитическая работа по поиску современной, адекватной интересам всех участников валюты ведется и, думаю, в ближайшее время уже будет, что обсуждать публично.
– Михаил, спасибо. Я, в свою очередь, рассчитываю, что возникшая на страницах альманаха тема постсоветской интеграции не станет исключительно данью модной политической конъюнктуре и не забудется после мартовских президентских выборов в нашей стране. Во всяком случае, мы в «Развитии и экономике» будем и дальше отслеживать динамику экспертных оценок в этой области.
Беседовал Сергей Белкин