Северная Ромея
Александр Неклесса

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 70

Александр Иванович Неклесса – председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, заместитель генерального директора Института экономических стратегий, директор Центра геоэкономических исследований (Лаборатория «Север–Юг») Института Африки РАН

Нес­мот­ря на при­су­т­ствие в нас­то­я­щем текс­те ис­то­ри­чес­ких, те­о­ло­ги­чес­ких и – в мень­шей сте­пе­ни – фи­ло­со­фс­ких ал­лю­зий, его до­ми­нан­та все же куль­ту­ро­ло­ги­чес­кая и в не­ко­то­рой сте­пе­ни – ме­то­до­ло­ги­чес­кая. Со­дер­жа­тель­ная же часть сво­дит­ся к раз­мыш­ле­ни­ям о не­ко­то­рых ас­пек­тах ви­зан­тийс­ко­го воз­дей­ствия на рус­скую куль­ту­ру – воз­дей­ствия, пов­ли­яв­ше­го на ге­не­зис рос­сийс­кой иден­тич­нос­ти. От­дель­ный рас­смат­ри­ва­е­мый здесь воп­рос – в ка­ких фор­мах куль­тур­ное нас­ле­дие Вто­ро­го Ри­ма мо­жет быть ин­те­рес­ным сов­ре­мен­но­му ми­ру, в част­нос­ти, «не­га­тив­ная ра­ци­о­наль­ность» и ее ме­то­до­ло­ги­чес­кие про­из­вод­ные.

 

Стра­н­ству­ю­щая им­пе­рия

{div width:385|float:left}{module 1_Diptych_Barberini_Louvre_OA3850}{/div}Сим­во­лизм блуж­да­ю­ще­го по пла­не­те Веч­но­го Го­ро­да – от­ра­же­ние тя­ги лю­дей и со­об­ществ, при­дер­жи­ва­ю­щих­ся раз­лич­ных взгля­дов, к ци­ви­ли­зо­ван­но­му обуст­рой­ству зем­ной жиз­ни. Сла­бо раз­ли­чи­мый в сум­ра­ке ев­ро­пейс­кой ис­то­рии гам­бит сю­же­та за­пе­чат­лен, воз­мож­но, в «Или­а­де» и «Одис­сее», эндшпиль – в мо­де­лях Гло­баль­но­го Гра­да.

Ис­то­рия Ри­ма яв­ля­ет нам три ли­ка – язы­чес­кий, хрис­ти­а­нс­кий, ис­ла­мс­кий. Она объ­е­ди­ня­ет раз­лич­ные на­ро­ды, общ­нос­ти, кон­ти­нен­ты – Ев­ро­пу, Азию, Аф­ри­ку. Ох­ва­тив ед­ва ли не три ты­ся­че­ле­тия че­ло­ве­чес­кой хро­но­ло­гии, эта ис­то­рия от­ме­ча­ет сво­и­ми ме­та­мор­фо­за­ми эпо­хи Ан­тич­нос­ти, Сред­не­ве­ковья, Но­во­го вре­ме­ни.

Стра­н­ству­ю­щая во вре­ме­ни и по пла­не­те по­ли­тия – это так­же уни­вер­саль­ный эс­киз гло­баль­ной ци­ви­ли­за­ции: го­су­да­р­ствен­ность, обос­но­вав­шая век­тор все­мир­ной ле­то­пи­си на­ро­дов. По­ли­эт­нич­ность, людс­кое мно­го­го­ло­сие – ее ро­до­вой приз­нак, явив­ший ми­ру фе­но­мен по­ли­ти­чес­кой ин­тег­рии – им­пе­рии, про­чи­ты­ва­е­мой каж­дый раз по-но­во­му, – с из­ме­не­ни­ем смыс­лов и сме­ще­ни­ем ак­цен­тов. Очер­чи­вая пре­де­лы ак­ту­аль­ной Ой­ку­ме­ны, Рим по­рож­дал мас­су реп­лик и под­ра­жа­ний. Са­мим фор­ма­том ци­ви­ли­зо­ван­нос­ти че­ло­ве­че­ст­во обя­за­но римс­кой го­су­да­р­ствен­нос­ти, ее прин­ци­пам и ка­те­го­ри­ям (рес­пуб­ли­ка, се­нат, им­пе­ри­ум, ма­ги­ст­ра­ту­ра, юрисп­ру­ден­ция и т.д.).

 

При Юстиниане наметился контур трансконтинентального гиганта,
опоясывавшего своей телесностью прибрежные земли Средиземноморья.

Свер­же­ние ца­ря-ти­ра­на – Тарк­ви­ния Гор­до­го – ста­ло фун­да­мен­том про­су­ще­ст­во­вав­шей приб­ли­зи­тель­но пол­ты­ся­че­ле­тия Римс­кой рес­пуб­ли­ки со сво­и­ми юри­ди­чес­ки­ми кон­цеп­та­ми и по­ли­ти­чес­ки­ми ме­ха­низ­ма­ми, зат­руд­няв­ши­ми по­яв­ле­ние узур­па­то­ров и про­яв­ляв­ши­ми­ся глав­ным об­ра­зом в прин­ци­пе рес­пуб­ли­ка­нс­ко­го прав­ле­ния. Нап­ри­мер, в на­ли­чии двух из­би­ра­е­мых на оп­ре­де­лен­ный срок кон­су­лов – так пос­ту­ли­ро­ва­лась сме­ня­е­мость и кол­ле­ги­аль­ность выс­шей ма­ги­ст­ра­ту­ры, власть ко­то­рой урав­но­ве­ши­ва­лась арис­ток­ра­ти­чес­ким се­на­том, пле­бейс­ким три­бу­на­том (с пра­вом ве­то на ре­ше­ния кон­су­лов), на­род­ны­ми соб­ра­ни­я­ми, а так­же кол­ле­ги­аль­ной ма­ги­ст­ра­ту­рой цен­зо­ров, над­зи­рав­ших за го­су­да­р­ствен­ным хо­зяй­ством, граж­да­нс­ким цен­зом (сос­лов­ной при­над­леж­ностью) и всем кор­пу­сом долж­но­ст­ных лиц. Бы­ли к то­му же фор­ма­ли­зо­ва­ны си­ту­а­ции, ког­да та или иная серь­ез­ная уг­ро­за рес­пуб­ли­ке все-та­ки тре­бо­ва­ла еди­нов­лас­тия и пре­дос­тав­ле­ния осо­бых пол­но­мо­чий, то есть вве­де­ния дик­та­ту­ры – инс­ти­ту­та, при ко­то­ром раз­де­ле­ние влас­ти при­ос­та­нав­ли­ва­лось. Ли­бо воз­ни­ка­ла не­об­хо­ди­мость вре­мен­но­го уп­ро­ще­ния на­ме­рен­но ус­лож­нен­ной сис­те­мы ко­ман­до­ва­ния войс­ка­ми или ре­а­ли­за­ции ре­жи­ма чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния в про­вин­ции. Для по­доб­ных иск­лю­чи­тель­ных обс­то­я­тельств су­ще­ст­во­ва­ли юри­ди­чес­кие рег­ла­мен­ты, поз­во­ляв­шие уп­рав­лять бур­ны­ми со­бы­ти­я­ми за­кон­ным об­ра­зом, ус­та­нав­ли­вая при этом ряд при­ви­ле­гий/ог­ра­ни­че­ний по сро­кам и прост­ра­н­ству действия спе­ци­аль­ных форм прав­ле­ния (кри­зис­ных про­це­дур). Кро­ме то­го пре­дус­мат­ри­ва­лись ле­галь­ные про­це­ду­ры прив­ле­че­ния к от­ве­т­ствен­нос­ти но­си­те­лей выс­шей влас­ти.

Пос­ле­ду­ю­щая ис­то­рия Ри­ма – ис­то­рия прин­ци­па­та, до­ми­на­та, раз­де­ле­ния на За­пад и Вос­ток. И пог­ру­же­ния за­пад­ной по­лус­фе­ры в эк­лек­ти­ку Тем­ных ве­ков с по­пыт­ка­ми вос­ста­но­вить, отстро­ить собствен­ную вер­сию Римс­ко­го ми­ра, на­чи­ная с фран­кской им­пе­рии Кар­ла Ве­ли­ко­го – 68-го (пос­ле низ­ло­же­ния Конс­тан­ти­на VI) римс­ко­го им­пе­ра­то­ра, от­час­ти приз­нан­но­го За­па­дом, но не приз­нан­но­го на Вос­то­ке. Сю­жет был про­дол­жен Римс­кой им­пе­ри­ей, ос­но­ван­ной От­то­ном I, ме­няв­шей име­на и по­ли­ти­чес­кую зна­чи­мость (Свя­щен­ная Римс­кая им­пе­рия, Свя­щен­ная Римс­кая им­пе­рия гер­ма­нс­кой на­ции), про­су­ще­ст­во­вав­шей в под­виж­ных и мер­ца­ю­щих об­ли­ках до 1806 го­да.

@2023 Развитие и экономика. Все права защищены
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 45891 от 15 июля 2011 года.

HELIX_NO_MODULE_OFFCANVAS