Византия видимая и невидимая
Сергей Белкин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 4
Сергей Николаевич Белкин – главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика», член Союза писателей России, кандидат физико-математических наук
Люди, посещающие современную Турцию, конечно, знают и помнят, что Стамбул – это Константинополь, столица Византии. Популярные курорты – Измир (Смирна), Бодрум (Галикарнас), Сельчук (Эфес), – как и вообще вся территория Турции, Греции, Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Египта, а в период максимальной экспансии еще и Болгария, Югославия, Италия, Ливия, Тунис, Корсика, часть Испании, Румынии, Украины, Грузии, Армении, Абхазии и др. – тоже Византия. Хронологические границы Византийской империи в учебниках и энциклопедиях принято укладывать в интервале 395–1453 годов. Прошло более шести веков. Византии как государства давно нет на свете. Но она продолжает оказывать свое влияние на современную жизнь. Иногда это влияние осознаваемо, чаще – нет.
Самым ярким осознанным присутствием Византии в современной жизни является, конечно, православие – и как Церковь, и как вероучение, и как система этических норм, пронизывающих жизнь всех людей. Россия и другие православные страны являются восприемниками духовной Византии. Византия видимая – это в основном храмы, которые можно видеть во многих странах – в Турции, Греции, Болгарии. Большой и зримый пласт – византийские орнаменты, оживляющие русские церкви, их изощренно-изысканная вязь и мажорная палитра неизменно формируют жизнеутверждающее начало. Попытки возродить «византийский стиль» предпринимались в XIX веке. К русско-византийскому стилю относят, например, постройки Константина Тона – храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Благовещенскую церковь в Петербурге.
Есть, однако, и незримая Византия.
Присутствие Византии и византизма в нашей жизни многообразно и не всегда сознаваемо. То, например, обстоятельство, что система государственного управления во многих своих чертах позаимствована у Византийской империи всеми странами – Европы, а потом и Америки, – как-то не очень подчеркивается. Скорее – затушевывается. Но подспудно и неосознанно Византия «прорастает» в день сегодняшний, в том числе и через созданные некогда ею структуры управления и способы организации внутригосударственных процессов, используемые до сих пор.
Ускользнула от активного знания и история византийской науки и техники. А ведь тысячелетнее победоносное развитие самого могучего в военном – а значит, и в научно-техническом – отношении государства не могло обходиться и не обходилось без знания математики и инженерного искусства.
Нас учили, что математику европейцы позаимствовали от арабов, а арабы – от древних греков. Мы – русские, славяне, – как принято считать, и вовсе уж самые последние ученики просвещенной Европы. Почти наверняка дело обстояло иначе. Византия – государство, говорившее и писавшее на греческом языке, та самая «античная культура», играющая роль истока для всей европейской культуры, была не только истоком, но и собственной корневой системой культуры Византии. И математика Пифагора и Эвклида, и физика с метафизикой Аристотеля, и философские учения Фалеса, Сократа и Платона, и инженерный гений строителей Акрополя, и эстетический прорыв к совершенству Фидия и Праксителя, и «греческий огонь», и Семь чудес света – все это имманентная часть византийской культуры, науки, техники и их непрерывного развития на протяжении тысячелетия. Варварская Европа часто брала готовое знание, готовые решения и лишь продолжала их дальнейшее развитие, скрыв подлинный источник, базис своей культуры. Для этого пришлось придумать «Возрождение», стыдливо и притворно беря знания и эстетические идеалы якобы не у только что ограбленной Византии, а в «Античности». Разграбленная и оболганная Византия упорными усилиями европейских «политических историков» превращена в миф. Арабские историки в этом отношении оказывались порой более точными – потому что им не надо было сочинять европоцентристскую историю взамен истории истинной. Они простодушно и честно писали о том, что и математика, и многие технические устройства были ими заимствованы в Византии в первом тысячелетии нашей эры. Ясно, что и Древняя Русь заимствовала знания и умения там, где они были – в Византии, в «Греческом царстве», а не там, где их не было. Тем более что Русь и Византия имели близкие границы и торговые и политические связи и отношения. Так что Русь постигала передовую науку и технику, знания и умения непосредственно у их источника и носителя – у Византии. И принятие православия есть не следствие однократно предпринятого «мозгового штурма», а следствие глубоких многолетних связей.