Колючий клад: византийское наследие в его обоюдоострой актуальности
Сергей Хоружий
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 180
Сергей Сергеевич Хоружий – основатель и директор АНО «Институт Синергийной Антропологии»
История Византии представляет две стороны, две совершенно противоположные стихии: одну – эллинско-христианскую <…> другую – римско-государственную. <…> Обе участвовали в жизни византийской, созидая ее или губя, обе отозвались на Востоке после падения Византии и отзываются до наших дней.
{div width:385|float:left}{module 2_The_Ladder_of_Divine}{/div}Этот краткий текст – не более чем отрывочные заметки, без всякого притязания на «охват» неохватной темы. Вдобавок автор – не византолог, и права его высказываться на византийские темы вообще сомнительны. Однако уже и те отдельные стороны феномена Византии, с которыми сталкивали меня мои занятия в философии и антропологии, рождали любопытное специфическое впечатление, которое я попытаюсь передать. Впечатление, что этот феномен сегодня крайне актуален для нас, но в то же время – амбивалентен, так что его актуальность неоднозначна, она одновременно питает разные, едва ли не противоположные тенденции современной отечественной реальности.
Начну с предмета, наиболее мне знакомого в византийском мире. В моих исследованиях формаций личности, религиозных и антропологических практик я весьма систематически занимался изучением византийской мистико-аскетической традиции – исихазма. Как ныне признано и в научном, и в церковном сознании, исихазм – критически важное слагаемое феномена Византии, ядро и стержень византийской духовности, глубинная основа духовного и нравственного склада византийского человека. Крайне существенно, что эта роль, или миссия исихазма не ограничилась собственно Византией, она перешагнула ее границы как в пространстве, так и во времени. Она была воспринята во всех частях Византийского Сообщества, ибо полноценные ветви исихастской традиции образовались повсюду в ареале восточного христианства, в том числе и в России. Специалисты иногда даже говорят, что исихазм обрел вторую родину на Руси. В историческом же измерении исихазм пережил крушение Византии. В православных странах, которые на века оказались лишенными независимости и государственности, исихазм стал одной из главных опор народного сознания, незаменимою частью тех внутренних ресурсов, защитных сил, которые помогали сохранить духовную и культурную идентичность. В дальнейшем – и по сей день – исихазм пребывал и пребывает живой традицией, что играет большую роль и в фонде исторической памяти православного сознания, и в кругу начал, формирующих и движущих это сознание.
В восхождении к обожению по знаменитой «райской лествице» исихастского
опыта происходит личностное строительство, человек обретает личность
и идентичность – конституируется.
Таким образом, исихазм – это, несомненно, актуальная часть византийского наследия, причем не только для России и православия. Чтобы дать представление о многомерности явления и его значения, я укажу три различных аспекта, в которых современная актуальность исихазма проявляется во все более широком диапазоне.
Поставим первым научный – достаточно узкий – аспект. Уже немалый период исихазм выступает как обширное поле, на котором активно развертываются междисциплинарные исследования – исторические и патрологические, богословские и философские, психологические и культурологические. По существу, тут сложилась целая область науки с динамическим развитием, где получаемые результаты меняют состояние научного знания во многих сферах. Сформировалось и многонациональное профессиональное сообщество, куда входили и входят выдающиеся ученые, гуманитарии и богословы не только из православных стран, но также из стран Запада. Со стороны православия ряд открывают – еще в XIX веке – преподобный Феофан Затворник и епископ Порфирий (Успенский). За ними могут быть названы епископ Василий (Кривошеин), протоиерей Иоанн Мейендорф, из Греции – митрополит Иерофей Влахос, иеромонах Феоклит Дионисиат, из Сербии – митрополит Амфилохий Радович, епископ Афанасий Евтич, из Румынии – отец Думитру Станилоаэ, архимандрит Иоаникие Балан. Можно было бы привести еще много имен. Что же до Запада, то стало уже традицией, что в круг ведущих авторитетов в изучении исихазма входят представители католической науки: сначала то был отец Мартин Жюжи, затем ему наследовали отец Ириней Осэр, кардинал Фома Шпидлик, а ныне такую роль играют отец Герхард Подскальски и профессор Антонио Риго. Наряду с отдельными исследованиями осуществляются и большие проекты, объединяющие все научное сообщество: к примеру, уже около двадцати лет проводятся ежегодные конференции по православной духовности и аскетике в католическом монастыре Спаса Преображения в Бозе, на севере Италии. И в целом деятельность этого сообщества – несомненный пример синергии, плодотворного сотрудничества на ниве византийского наследия.