Византийский геном украинской элиты
Дмитрий Выдрин
Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 152
Дмитрий Игнатьевич Выдрин – писатель, политолог (Киев)
Биологи утверждают, что клопы – самые человеколюбивые существа. Говоря по-научному, они исповедуют концепцию антропоцентризма. Правда, эта концепция ими поддерживается только до тех пор, пока человек жив. Украинская элита – по аналогии – самая евроцентричная в мире. И пока Европа «шевелится», она будет объектом абсолютного стремления, безудержного преклонения, центром мира и вселенной.
Стоит сразу оговориться, что украинская элита, как и все другие, немонолитна. Она формировалась в разных регионах и субрегионах страны, при разных обстоятельствах, на разных – по качеству и количеству – финансовых потоках, на различных культурных пластах и ментальном андеграунде.
Чтобы не входить в детали, я обычно выделяю три типа украинских элит – банковско-финансовую, производственную и посредническую.
Так вот, самая «евроцентричная», пожалуй, последняя. Связано это, возможно, не только с безумной любовью этой элиты к наследию классической греческой философии или классической немецкой, к итальянскому кинематографу 60-х и французской литературе 70-х. Но и с тем, что в основе этой интенции лежат, наверное, европейские офшорные счета, где обычно оседает посреднический профит.
Но в данном случае нас интересует другое. Представители этой элиты постоянно и истово клянутся в любви и преданности европейской либерально-демократической модели, проклиная иные или альтернативные модели – особенно достается так называемой византийской.
Такое ощущение, что византийская жажда ритуальных политических украшений – президентских ожерелий, диадем, буквально скопированных с украшений византийских императоров, – переселилась в эстетически неокрепшие души украинских лидеров.
«Византийщина» является чуть ли не главным ругательным словом этих людей, под которым они подразумевают и азиатскую хитрость, и православную помпезность, и мощнейшую древнюю школу тонких и хитрых интриг, коварства и предательства.
Но ирония судьбы заключается в том, что как раз эта часть украинской элиты, которая «византийство» обозначила основным пороком постсоветской политики, сама насквозь проникнута абсолютно всем комплексом византийских особенностей, византийского духа, да и буквы тоже. Иногда у меня возникает мысль, что теория реинкарнации, при всей своей мистичности и оккультности, имеет под собой основания. Только проявляется реинкарнация четче и отчетливее в больших социальных общностях, а не в отдельных персонах.
Я, например, абсолютно убежден, что душа позднего Советского Союза переселилась в еще молодой, но на глазах дряхлеющий Евросоюз. По крайней мере, евросоюзного среднестатистического чиновника по повадкам и ухваткам очень сложно отличить от советской номенклатуры – они как единокровные братцы. (Кстати, говорят, что если перелить кровь старика юноше, то он мгновенно теряет потенцию, стареет и даже дряхлеет на глазах.)
Исходя из этого предположения, можно допустить, что коварный дух «византийства» реинкарнировал как раз в ту часть украинской элиты, которая более всего его чурается. Чтобы не быть голословным, попытаюсь хотя бы вкратце сравнить взгляды, вкусы, предпочтения поздневизантийской элиты и раннеукраинской элиты в таких сферах, как эстетика, этика, политика, религия и базовый договор между личностью и государством.
Эстетика: от пафоса к китчу
Тут не надо много витийствовать, анализировать и сопоставлять. Достаточно сравнить фотографии многих высших политиков Украины с изображениями византийских владык, лидеров, знаковых персон. Поражает конгениальность, по крайней мере, визуального стиля.
Такое ощущение, что византийская жажда ритуальных политических украшений – президентских ожерелий, диадем, буквально скопированных с украшений византийских императоров, – переселилась в эстетически неокрепшие души наших лидеров. Особенно это проявлялось, когда в политике доминировала известная премьер-министр. Немыслимый гламур одежды – воланы, рюши, украшения, аксессуары. Все это буквально источало византийскую стилистику. Разве что подоплека была разная.
В Византии чрезмерная дороговизна и помпезность одежд символизировали неземное происхождение царственной особы, ее связь с высшими сферами. У нас же подобные изыски подчеркивают скорее реальные земные возможности лидера и его связь с финансово-промышленными сферами и группировками.
Поэтому и стилистика, которую в Византии можно было бы назвать запредельно пафосной, у нас превратилась в предельно китчевую. Многие украинские депутаты заказывают себе дубликат депутатского значка из золота высшей пробы. Здесь нет абсолютно никакого рационального смысла – и медный, и золотой значки символизируют одинаковую депутатскую неприкосновенность. Но в этом есть высокая символика эстетического единства двух совершенно разных эпох. Разница только в том, что если первая выражала себя символически, визуально, эстетически через помпезность и пафос, то вторая произвела возгонку этой стилистики до высокого китча.