Суббота, 25 Марта, 2017
   
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)

Византийский геном украинской элиты
Дмитрий Выдрин

Источник: альманах «Развитие и экономика», №4, сентябрь 2012, стр. 152

Дмитрий Игнатьевич Выдрин – писатель, политолог (Киев)

Био­ло­ги ут­ве­рж­да­ют, что кло­пы – са­мые че­ло­ве­ко­лю­би­вые су­ще­ст­ва. Го­во­ря по-на­уч­но­му, они ис­по­ве­ду­ют кон­цеп­цию ант­ро­по­це­нт­риз­ма. Прав­да, эта кон­цеп­ция ими под­дер­жи­ва­ет­ся толь­ко до тех пор, по­ка че­ло­век жив. Ук­ра­и­нс­кая эли­та – по ана­ло­гии – са­мая ев­ро­це­нт­рич­ная в ми­ре. И по­ка Ев­ро­па «ше­ве­лит­ся», она бу­дет объ­ек­том аб­со­лют­но­го стрем­ле­ния, бе­зу­де­рж­но­го прек­ло­не­ния, цент­ром ми­ра и все­лен­ной.

Сто­ит сра­зу ого­во­рить­ся, что ук­ра­и­нс­кая эли­та, как и все дру­гие, не­мо­но­лит­на. Она фор­ми­ро­ва­лась в раз­ных ре­ги­о­нах и суб­ре­ги­о­нах стра­ны, при раз­ных обс­то­я­тель­ствах, на раз­ных – по ка­че­ст­ву и ко­ли­че­ст­ву – фи­нан­со­вых по­то­ках, на раз­лич­ных куль­тур­ных плас­тах и мен­таль­ном ан­дег­ра­ун­де.

Что­бы не вхо­дить в де­та­ли, я обыч­но вы­де­ляю три ти­па ук­ра­и­нс­ких элит – бан­ко­вс­ко-фи­нан­со­вую, про­из­во­д­ствен­ную и пос­ред­ни­чес­кую.

Так вот, са­мая «ев­ро­це­нт­рич­ная», по­жа­луй, пос­лед­няя. Свя­за­но это, воз­мож­но, не толь­ко с бе­зум­ной лю­бовью этой эли­ты к нас­ле­дию клас­си­чес­кой гре­чес­кой фи­ло­со­фии или клас­си­чес­кой не­мец­кой, к италь­я­нс­ко­му ки­не­ма­тог­ра­фу 60-х и фран­цу­зс­кой ли­те­ра­ту­ре 70-х. Но и с тем, что в ос­но­ве этой ин­тен­ции ле­жат, на­вер­ное, ев­ро­пейс­кие оф­шор­ные сче­та, где обыч­но осе­да­ет пос­ред­ни­чес­кий про­фит.

Но в дан­ном слу­чае нас ин­те­ре­су­ет дру­гое. Предс­та­ви­те­ли этой эли­ты пос­то­ян­но и ис­то­во кля­нут­ся в люб­ви и пре­дан­нос­ти ев­ро­пейс­кой ли­бе­раль­но-де­мок­ра­ти­чес­кой мо­де­ли, прок­ли­ная иные или аль­тер­на­тив­ные мо­де­ли – осо­бен­но дос­та­ет­ся так на­зы­ва­е­мой ви­зан­тийс­кой.

Такое ощущение, что византийская жажда ритуальных политических украшений – президентских ожерелий, диадем, буквально скопированных с украшений византийских императоров, – переселилась в эстетически неокрепшие души украинских лидеров.

«Ви­зан­тий­щи­на» яв­ля­ет­ся чуть ли не глав­ным ру­га­тель­ным сло­вом этих лю­дей, под ко­то­рым они под­ра­зу­ме­ва­ют и ази­а­тс­кую хит­рость, и пра­вос­лав­ную пом­пез­ность, и мощ­ней­шую древ­нюю шко­лу тон­ких и хит­рых инт­риг, ко­ва­р­ства и пре­да­тель­ства.

Но иро­ния судь­бы зак­лю­ча­ет­ся в том, что как раз эта часть ук­ра­и­нс­кой эли­ты, ко­то­рая «ви­зан­тий­ство» обоз­на­чи­ла ос­нов­ным по­ро­ком пост­со­ве­тс­кой по­ли­ти­ки, са­ма наск­возь про­ник­ну­та аб­со­лют­но всем комп­лек­сом ви­зан­тийс­ких осо­бен­нос­тей, ви­зан­тийс­ко­го ду­ха, да и бук­вы то­же. Иног­да у ме­ня воз­ни­ка­ет мысль, что те­о­рия ре­ин­кар­на­ции, при всей сво­ей мис­тич­нос­ти и ок­культ­нос­ти, име­ет под со­бой ос­но­ва­ния. Толь­ко про­яв­ля­ет­ся ре­ин­кар­на­ция чет­че и от­чет­ли­вее в боль­ших со­ци­аль­ных общ­нос­тях, а не в от­дель­ных пер­со­нах.

Я, нап­ри­мер, аб­со­лют­но убеж­ден, что ду­ша позд­не­го Со­ве­тс­ко­го Со­ю­за пе­ре­се­ли­лась в еще мо­ло­дой, но на гла­зах дрях­ле­ю­щий Ев­ро­со­юз. По край­ней ме­ре, ев­ро­со­юз­но­го сред­нес­та­тис­ти­чес­ко­го чи­нов­ни­ка по по­вад­кам и ух­ват­кам очень слож­но от­ли­чить от со­ве­тс­кой но­ме­нк­ла­ту­ры – они как еди­нок­ров­ные брат­цы. (Кста­ти, го­во­рят, что ес­ли пе­ре­лить кровь ста­ри­ка юно­ше, то он мгно­вен­но те­ря­ет по­тен­цию, ста­ре­ет и да­же дрях­ле­ет на гла­зах.)

Ис­хо­дя из это­го пред­по­ло­же­ния, мож­но до­пус­тить, что ко­вар­ный дух «ви­зан­тий­ства» ре­ин­кар­ни­ро­вал как раз в ту часть ук­ра­и­нс­кой эли­ты, ко­то­рая бо­лее все­го его чу­ра­ет­ся. Что­бы не быть го­лос­лов­ным, по­пы­та­юсь хо­тя бы вкрат­це срав­нить взгля­ды, вку­сы, пред­поч­те­ния позд­не­ви­зан­тийс­кой эли­ты и ран­не­ук­ра­и­нс­кой эли­ты в та­ких сфе­рах, как эс­те­ти­ка, эти­ка, по­ли­ти­ка, ре­ли­гия и ба­зо­вый до­го­вор меж­ду лич­ностью и го­су­да­р­ством.

Эс­те­ти­ка: от па­фо­са к кит­чу

Тут не на­до мно­го ви­тий­ство­вать, ана­ли­зи­ро­вать и со­пос­тав­лять. Дос­та­точ­но срав­нить фо­тог­ра­фии мно­гих выс­ших по­ли­ти­ков Ук­ра­и­ны с изоб­ра­же­ни­я­ми ви­зан­тийс­ких вла­дык, ли­де­ров, зна­ко­вых пер­сон. По­ра­жа­ет кон­ге­ни­аль­ность, по край­ней ме­ре, ви­зу­аль­но­го сти­ля.

Та­кое ощу­ще­ние, что ви­зан­тийс­кая жаж­да ри­ту­аль­ных по­ли­ти­чес­ких ук­ра­ше­ний – пре­зи­де­н­тских оже­ре­лий, ди­а­дем, бук­валь­но ско­пи­ро­ван­ных с ук­ра­ше­ний ви­зан­тийс­ких им­пе­ра­то­ров, – пе­ре­се­ли­лась в эс­те­ти­чес­ки не­ок­реп­шие ду­ши на­ших ли­де­ров. Осо­бен­но это про­яв­ля­лось, ког­да в по­ли­ти­ке до­ми­ни­ро­ва­ла из­ве­ст­ная премь­ер-ми­нистр. Не­мыс­ли­мый гла­мур одеж­ды – во­ла­ны, рю­ши, ук­ра­ше­ния, ак­сес­су­а­ры. Все это бук­валь­но ис­то­ча­ло ви­зан­тийс­кую сти­лис­ти­ку. Раз­ве что по­доп­ле­ка бы­ла раз­ная.

В Ви­зан­тии чрез­мер­ная до­ро­го­виз­на и пом­пез­ность одежд сим­во­ли­зи­ро­ва­ли не­зем­ное про­ис­хож­де­ние царствен­ной осо­бы, ее связь с выс­ши­ми сфе­ра­ми. У нас же по­доб­ные изыс­ки под­чер­ки­ва­ют ско­рее ре­аль­ные зем­ные воз­мож­нос­ти ли­де­ра и его связь с фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ны­ми сфе­ра­ми и груп­пи­ров­ка­ми.

По­э­то­му и сти­лис­ти­ка, ко­то­рую в Ви­зан­тии мож­но бы­ло бы наз­вать зап­ре­дель­но па­фос­ной, у нас прев­ра­ти­лась в пре­дель­но кит­че­вую. Мно­гие ук­ра­и­нс­кие де­пу­та­ты за­ка­зы­ва­ют се­бе дуб­ли­кат де­пу­та­тс­ко­го знач­ка из зо­ло­та выс­шей про­бы. Здесь нет аб­со­лют­но ни­ка­ко­го ра­ци­о­наль­но­го смыс­ла – и мед­ный, и зо­ло­той знач­ки сим­во­ли­зи­ру­ют оди­на­ко­вую де­пу­та­тс­кую неп­ри­кос­но­вен­ность. Но в этом есть вы­со­кая сим­во­ли­ка эс­те­ти­чес­ко­го един­ства двух со­вер­шен­но раз­ных эпох. Раз­ни­ца толь­ко в том, что ес­ли пер­вая вы­ра­жа­ла се­бя сим­во­ли­чес­ки, ви­зу­аль­но, эс­те­ти­чес­ки че­рез пом­пез­ность и па­фос, то вто­рая про­из­ве­ла воз­гон­ку этой сти­лис­ти­ки до вы­со­ко­го кит­ча.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Альманах «Развитие и экономика» №14, сентябрь 2015

Захирджан Кучкаров:
«Без концептуального проектирования управляемость не восстановить»

стр. 54

Интервью академика РАЕН, директора Центра инноваций и высоких технологий «Концепт» З.А. Кучкарова альманаху «Развитие и экономика»



Сергей Черняховский.
Романтика и Твердость. Некогда эта страна была значительно сильнее…

стр. 98

Центральный пункт советского наследия и советского мира – это уверенность в том, что мир изменяем, познаваем и созидаем.



Людмила Булавка-Бузгалина.
СССР – незавершенный проект. Семь поворотов

стр. 108

Обращения к историческим и культурным практикам Советского Союза не только не прекращаются, но и становятся всё более частыми.



Владимир Карпец.
Исцеление (от) права

стр. 134

Одним из результатов перестройки стала «правовая реформа», которая фактически означала ломку всей правовой системы под лозунгом «демократизации советского права».



Александр Коврига.
Глобальный кризис и переустройство государственного дела: вспомним камерализм?

стр. 146

В современном мире полномасштабный суверенитет, значимые цивилизационные инициативы и государственная политика импортозамещения возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности, для чего весьма полезными окажутся наследие и исторические уроки камерализма.



Олег Фомин-Шахов.
Русский уклад в XXI веке

стр. 184

У России есть колоссальный властный, экономический, культурный и демографический потенциал, чтобы оказаться стратегической победительницей в противостоянии цивилизаций.

© 2017 www.devec.ru. Все права защищены.
Сейчас 905 гостей онлайн
гироскутер smart balance, giromax.ru